В Риме показали неаполитанскую «Кармен»

Необычная постановка «Кармен» идет на сцене римского театра «Арджентина». Режиссер Марио Мартоне превратил оперу Жоржа Бизе в драматическое повествование и перенес действие в Неаполь.

Мартоне поместил героев новеллы Проспера Мериме, которая легла в основу оперы, в реалии послевоенного Неаполя и одновременно Неаполя 1980-х годов. Аранжировку музыки Бизе сделал Оркестр площади Витторио. Жанр спектакля определить сложно – это и не драма, и не мюзикл.

Повествование идет от имени Козе (так на неаполитанский манер переименован главный герой – дон Хосе), ожидающего в тюрьме смертной казни, и неаполитанского трактирщика- лилипута. Действие происходит в двух временных плоскостях – и прошлом, и в настоящем.

Есть в этом произведении, адаптированном для театра современным драматургом Энцо Москато, и третий рассказчик – это сама Кармен. В отличие от первоисточника цыганка- соблазнительница не погибает. В начале она появляется, будто блуждая в темноте, лишь в конце становится ясно, что несчастный Козе, обуреваемой ревностью, лишил ее зрения.

В этой версии «Кармен» отсутствует персонаж Микаэлы, невесты Хосе. Как уточняет режиссер: «Микаэлы нет у Мериме, она нужна была Бизе по моральным соображениям и для музыкальной композиции». В результате остается только линия любви, страсти, предательства, измены, насилия и боли.

На сцене воспроизводится дух улиц Неаполя, в обстановку уличного балагана прекрасно вписываются музыканты из многонационального Оркестра, появившегося в 2002 году. Периодически они поднимаются из импровизированной оркестровой ямы и сами становятся полноправными участниками происходящего на сцене.

Мартоне, уроженец Неаполя, хотел создать «народную оперу». «Неаполь – лучшее место для «Кармен», как перекресток культур разных народов и одновременно, место, обладающее неповторимой индивидуальностью», – считает режиссер, обладающий богатым опытом классических постановок. На его счету около десятка опер. Правда, «Кармен» в этом списке не было.

Своей интерпретацией оперы Бизе прошлый летний сезон в термах Каракаллы открывал Оркестр площади Витторио. А в конце марта на сцене «Ла Скала» прошла премьера «Кармен» в постановке Эммы Данте, уроженки Палермо, которая также перенесла действие из Испании на южную площадь, больше похожую на родную ей Сицилию, и противопоставила образ вольнолюбивой цыганки пуританскому обществу, ограниченному установками католической церкви.

Тема «ненормальности» всегда оказывается в центре творчества Данте, основательницы «Нового театра юга».