Гости фестиваля в Клину смогут услышать подлинного Чайковского без поздней редактуры

Авторская редакция Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром прозвучит сегодня на Международном фестивале в честь 175-летия великого композитора в подмосковном Клину.

Его гости 3 мая смогут услышать это самое исполняемое в мире музыкальное произведение без поздней редактуры – таким, каким его задумал композитор, рассказала журналистам ведущий научный сотрудник Дома-музея Чайковского Полина Вайдман.

«Весь мир бы хотел знать Чайковского, который на самом деле существовал, а не того, которого отредактировали и подправили”, – отметила Вайдман.

По ее словам, «один из самых пострадавших опусов – Первый концерт: в авторской редакции не остается ничего от привычной нам прямолинейности, бравурности, исключена большая купюра в финале, это совсем другая музыка».

По словам эксперта, сложившаяся в прошлом веке традиция исполнения концерта, ставшего самым популярным и исполняемым фортепианным произведением в мире, возникла «не из-за цензуры, а из-за любви исполнителей» и отражает «определенный исполнительский волюнтаризм, дань листовскому стилю крупного пианизма», но «сам Чайковский задумывал его несколько иначе».

В последний раз композитор исполнял этот концерт вместе с премьерой Шестой симфонии; именно та его дирижерская партитура легла в основу нынешнего исполнения.

Фортепианный концерт исполнит виртуоз из США русского происхождения Кирилл Герштейн. Около года назад он записал вместе с оркестром Берлинского радио вторую авторскую редакцию произведения на компакт-диск.

Первая и вторая редакции Первого концерта перед юбилеем Чайковского вошли в первые четыре изданных тома полного академического собрания сочинений Чайковского. В этом году в России проходит XV международный конкурс имени Чайковского и его участники уже смогут воспользоваться изданными нотами, отметила Вайдман.

Идея создать текстологически выверенное издание произведений Чайковского возникла еще в 1980-х годах. Всего в новое собрание сочинений войдет около сотни томов – это более 600 опусов композитора, которые бережно восстановят, убрав многочисленные цензурные исключения, сделанные в советскую эпоху.

Например, в совсем новом виде предстанет опера «Иоланта», которая заканчивается гимном, славящим Бога, кантата «Москва», «Литургия», а в увертюру «1812 год» возвратится тематизм «Боже, царя храни».

Грандиозный проект реализуется музеем-заповедником Чайковского вместе с Государственным институтом искусствознания министерства культуры РФ.