Иран предложил включить каманче в список культурного наследия ЮНЕСКО

Иран предложил ЮНЕСКО включить народный иранский музыкальный инструмент каманче в Список нематериального культурного наследия этой структуры ООН.

Организация по культурному наследию и туризму Ирана направила в ЮНЕСКО полную информацию об инструменте, – заявил директор департамента природного, исторического и нематериального наследия иранского учреждения Фархад Назари.

Решение будет приниматься в ходе ежегодной сессии специализированной организации ООН в 2016 году.

Каманче в переводе с персидского в буквальном смысле означает «небольшой смычок». Самые ранние письменные упоминания о нем относятся к 10 веку нашей эры – тогда о каманче и его удивительном звуке писал философ и музыкант аль-Фараби.

Этот известный издавна иранский струнно- смычковый музыкальный инструмент распространился повсеместно на обширной территории Ближнего и Среднего Востока.

Звучание каманче поэтические натуры сравнивают с человеческим голосом, называя его «инструментом для услады», а его жалобный звук, как писалось в средневековых произведениях, «способен пронзить душу человека, словно стрела».

Персидский поэт Масуд Сад (XII век) ставил каманче в один ряд с такими инструментами придворной иранской музыкальной традиции, как чанга (арфа), барбата (лютня с короткой шейкой) и нэя (тростниковая флейта).

Помимо печатных материалов, в ЮНЕСКО представлены также фото, аудио и видеоматериалы, демонстрирующие устройство и звук этого по-своему уникального инструмента. В демонстрационном видеоролике эксперты увидят не только выступление известных иранских исполнителей на каманче, но также процесс обучение игры на нем в музыкальных учебных заведениях, что призвано продемонстрировать – традиция игры на этом древнем инструменте жива по сей день.

Каманче – непременный участник современных ансамблей классической иранской музыки. На сегодняшний день играют на нем мужчины. Среди виртуозов особенно популярным считается Кейхан Калхор. Но на старинных иранских миниатюрах часто с каманче в руках изображались и персидские красавицы.

Музыканты с этим лирическим инструментом запечатлены и на старинных иранских фресках, наиболее известная из которых красуется в знаменитом исфаханском дворце 17 века Чехель-Сотун.

Корпус инструмента, создающий резонанс, имеет сферическую форму. Он изготавливается приблизительно из 24-х полос тутового дерева, которые склеиваются между собой.  С лицевой стороны корпус обтягивают овечьей кожей. Гриф, который приклеивается к основному корпусу, выделывают обязательно из дерева грецкого ореха.

Шпиль, или ножка инструмента, выковывается из железа с наконечником в виде плоской металлической пластины, чтобы при игре исполнителю было удобно упереть его себе в бедро или в пол.

Вся же конструкция каманче по высоте не превышает 76 см. Смычок для инструмента изготавливается из конского волоса и тамариска – кустарника, произрастающего в пустынных и степных районах Ирана. Инструмент может иметь от двух до пяти струн, но классическим каманче все же считается четырехструнный.

Удивительна манера игры на каманче. Если музыканту необходимо перейти с одной струны на другую, он делает это не движением смычка, как, скажем в скрипке, а немного поворачивая каманче вокруг своей оси. Особо дорогие инструменты богато инкрустируются серебром, костью, перламутром и цветным деревом.

Кстати, иранцы утверждают, что именно от каманче пошли столь привычные нам альт и скрипка.