Во Франции с аншлагом прошла премьера оперы-балета «Дневники Нижинского»

Аншлагом ознаменовались представления в Бордо оперы-балета, посвященной звезде «Русских сезонов» Вацлаву Нижинскому.

Во французском Бордо с успехом идёт постановка оперы-балета «Дневники Нижинского» германского композитора Детлева Гланерта.

Во французском Бордо с успехом идёт постановка оперы-балета «Дневники Нижинского» германского композитора Детлева Гланерта.

Произведение было создано германским композитором Детлевом Гланертом в 2007 году, но с тех пор оставалось неизвестным французским меломанам и любителям балета.

На Западе Гланерт является весьма крупной фигурой современной академической музыки и уже прославился своим оригинальным опусом «Театральный бестиарий. Песни и танцы для большого оркестра».

Методу сочетания оперного вокала с хореографической драматургией автор остался верен и при переносе на сцену дневниковых записей Нижинского. В результате у Гланерта танцоры разговаривают, а оперные певцы в меру сил у умений пританцовывают на сцене Оперы Бордо. В ряде сцен актеры и певцы даже перебивают друг друга, читая тексты Нижинского.

Либретто создано германской писательницей Каролин Ситтиг по знаменитым «Дневникам», точнее — «Тетрадям» Нижинского, причем, не по подвергшейся цензуре (рукой его жены) версии издания 1936 года, а уже верной оригиналу публикации 1999 года.

Дневниковые записи Нижинский вел с 19 января по 4 марта 1919 года, начав их после своего последнего публичного выступления в Монтевидео и завершив до того, как его поместили в одну из швейцарских клиник для душевнобольных. Отсюда человек, умевший раньше летать по сцене как птица, вышел лишь незадолго до своей смерти.

В «Тетрадях» Нижинский выступает не как литератор, а как человек, излагающий свои мысли на самые разные темы – от чисто бытовых до размышлений о Боге и вере, включая и печальные взгляды на человечество, только что завершившее кровавую Первую мировую войну.

На сцене все это воплощается в интенсивное музыкальное и хореографическое повествование. Примечательно, что все действующие лица – два оперных певца, два танцора и два актера, все они играют одного Нижинского, что позволяет придать действию особую напряженность.

Как признает сама Каролин Ситтиг, выступающая и в роли режиссера, найти способных хоть как-то танцевать оперных певцов было весьма сложно. Не проще оказалась и ситуация со способными к диалогам и монологам танцорами.

Декорация в спектакле, которому намеренно придан камерный характер, по его ходу не меняется – это установленная в середине сцены конструкция из ящиков, чемоданов и сундуков, словно напоминающая о неустроенном актерском образе жизни главного героя.

Музыка, исполняемая 14 музыкантами, весьма разнообразна и активно поддерживает и развивает действие, передавая эстафету от инструмента к инструменту – от виолы да гамба к блокфлейте, от синтезатора к электрогитаре.

Хореография оперы-балета создана выходцем из Македонии Игорем Кировым, возглавляющим также базирующуюся в Дрездене труппу «Kirov Dance Company».