В Московской консерватории пройдёт премьера цикла «24 прелюдии и фуги» Задерацкого

14 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится мировая премьера монументального цикла «24 прелюдии и фуги» для фортепиано, созданного композитором Всеволодом Петровичем Задерацким в колымском лагере ГУЛАГа в 1937 –39 годах.

В Рахманиновском зале Московской консерватории 14 декабря состоится премьера цикла «24 прелюдии и фуги» Всеволода Задерацкого.

В Рахманиновском зале Московской консерватории 14 декабря состоится премьера цикла «24 прелюдии и фуги» Всеволода Задерацкого.

Исполнение цикла одновременно является презентацией его первого полного издания.

Первое полное исполнение цикла через 75 лет после создания делает премьеру уникальным событием ещё и потому, что цикл прелюдий и фуг во всех тональностях В.П. Задерацкого — первый опыт возрождения барочного жанра в ХХ веке, предшествовавший известным творениям Хиндемита и Шостаковича.

Создание подобного произведения в условиях каторжного лагеря — явление беспрецедентное. Карандашная запись цикла осуществлена на бумажных обрывках и телеграфных бланках, оказавшихся в распоряжении композитора. Тем не менее, цикл Задерацкого признан выдающимся музыкальным явлением первой половины ХХ века.

Запоздалость премьеры обусловлена, прежде всего, обстоятельствами жизни композитора. В 1916 году он завершает полный курс композиции в Московской консерватории в классах С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова. В 1915 – 16 годах он был одним из музыкальных воспитателей наследника царского престола цесаревича Алексея.

С 1916 по 1918 он — участник боевых действий на полях Первой мировой войны. С 1918 по 1920 — офицер в Белой Добровольческой армии А. Деникина. После пленения в 1920 году по личному распоряжению Дзержинского, сохранившему В.П. Задерацкому жизнь, его ссылают в Рязань, где трижды арестовывают и помещают в тюрьмы, а в 1926 подвергают уничтожению всё им созданное.

На протяжении дальнейшей жизни В.П. Задерацкий был лишен гражданских прав, права на жизнь в крупных городах, прав на издание, публичное исполнение сочинений, вообще на публичное упоминание имени. Союз композиторов, членом которого он являлся со дня основания организации, как это часто бывало в СССР, делал так, чтобы его имя и творчество оказались сокрытыми и неизвестными.

Инерция забвения его имени простиралась вплоть до нашей новой истории, когда его творчество обретает жизнь — сначала на Украине, где прошли последние годы жизни композитора, а с 2000-х — в России и в мире (в Европе и США).

В исполнении цикла прелюдий и фуг В.П. Задерацкого (1891 – 1953) участвуют выдающиеся пианисты: народный артист России В. Овчинников, лауреаты престижных международных конкурсов Ф. Амиров, А. Гугнин, Е. Мечетина, Н. Мндоянц, А. Тарасевич-Николаев.