«Опера Априори» уводит оперу за грань воображения

Второй концерт фестиваля будет представлен двумя одноактными операми — «Замок герцога Синяя Борода» Бэлы Бартока и «Чёрный монах» Алексей Курбатова.

16 марта в Большом зале Московской консерватории состоится второй концерт фестиваля классической музыки «Опера Априори», в котором будет представлены две оперы. Одна из них, «Чёрный монах» московского композитора Алексея Курбатова, прозвучит впервые.

Меццо-сопрано Ильдико Комлоши (Венгрия) примет участие в постановке оперы «Замок герцога Синяя Борода» в рамках фестиваля «Опера Априори».

Меццо-сопрано Ильдико Комлоши (Венгрия) примет участие в концертном исполнении оперы «Замок герцога Синяя Борода» в рамках фестиваля «Опера Априори».

Музыкальный проект «Опера Априори», который ставит целью представить значительные явления в оперном искусстве, не являющиеся в то же время мейнстримом, посвятил второй концерт фестиваля исполнению сразу двух опер, одна из которых станет мировой премьерой.

Концертное исполнение будет осуществлено в Большом зале Московской консерватории 16 марта при участи Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Большого театра Павла Сорокина и Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова.

В качестве солистов задействованы венгерские певцы Балинт Сабо (бас), Ильдико Комлоши (меццо-сопрано) и ведущие солисты Большого театра – Дарья Зыкова (сопрано), Максим Пастер (тенор), Пётр Мигунов (бас) и солист Фламандской Оперы Геворга Григорян (бас-баритон).

«Замок герцога Синяя Борода» – единственная опера Бэлы Бартока композитора, написанная в 1911 году по сказке «Ариана и Синяя Борода» Мориса Метерлинка — интерпретация известной французской сказки Шарля Перро. Либретто написал венгерский литератор Бела Балаж, который облёк текст Метерлинка в стихотворную форму и добавил народного венгерского колорита.

Эмоциональный фон оперы отражает настроения Европы того времени — предчувствие катастрофы, которая вылилась в начало Первой мировой войны — опера была закончена незадолго до выстрела Гаврилы Принципа в Сараево. В центре произведения Бартока – внутренний мир человека с его собственными
демонами и чудовищами. Такова эпистола этого произведения: наибольшую опасность для человека представляет он сам, ибо только он вправе распоряжаться богатствами и дарами своей натуры как во благо, так и во вред.

В опере всего два действующих лица – герцог Синяя Борода и его жена Юдифь, вокальные партии которых поддерживает оркестр. Премьера оперы состоялась в Национальном театре Будапешта 24 мая 1918 года – через семь лет после ее создания.

Опера «Чёрный монах» была написана Алексеем Курбатовым в 2009 году по одноимённой повести Антона Чехова. В её основе история магистра Андрея Коврина, сошедшего с ума и разговаривающего с невидимым для прочих чёрным монахом, который отвечает Коврину на важнейшие вопросы бытия.

Окружающая реальность кажется Коврину тупиком, из которого нет выхода. Близкие, замечая признаки душевной болезни Коврина, пытаются его излечить, однако главный герой от этого перестаёт ощущать в себе присутствие гения (который, согласно Чехову, неразрывно связан с сумасшествием). Он пытается порвать с внешним миром, который давит на него всё сильней и сильней, что в результате разрушает его жизнь.

«Самым важным для меня в этом сюжете является смена вектора с внешнего мира на мир внутренний. В то время как Чехов описывает события отстранённо и объективно, я попытался средствами музыкальной выразительности сместить акцент на внутренний мир Коврина – то есть, всех героев оперы и все события мы видим сквозь призму его зрения», рассказывает о своей опере автор.

«В опере нет хороших и плохих героев – есть только одинокий человек, окружённый демонами своего сознания», поясняет Алексей Курбатов.

Фестиваль «Опера Априори». Второй концерт: «Интеллектуальная опера: за гранью воображения»

Московский государственный академический симфонический оркестр п/у П. Когана, дирижёр Павел Сорокин.
Государственная академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова п/у Г. Дмитряка

Бэла Барток, «Замок герцога Синяя Борода»

Ильдико Комлоши (меццо-сопрано);
Балинт Сабо (бас).

Алексей Курбатов, «Чёрный монах»

Дарья Зыкова (сопрано) ;
Максим Пастер (тенор);
Пётр Мигунов (бас);
Геворг Григорян (бас-баритон).

Большой зал Московской консерватории
16 марта 2014.