Они творили и умирали во имя победы

Замечательное действо – премьера благотворительного концерта-спектакля «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», состоялось 31 января 2014 года в Колонном зале Дома союзов.

Концерт был организован Благотворительным фондом поддержки культурных и социальных программ «Классика» и посвящён 70-летию полного снятия блокады Ленинграда, которое свершилось 27 января 1944 года.

На концерт были приглашены ветераны войны, защитники и жители блокадного Ленинграда, проживающие в столице. На концерте присутствовали губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, вице-премьер правительства России Ольга Голодец, мэр Москвы Сергей Собянин, полпред президента РФ в ЦФО Александр Беглов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), член Совета Федерации Артур Чилингаров, экс-премьер правительства России Виктор Зубков.

Идея проекта «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» и художественное руководство им принадлежит экс-советнику президента России по культуре певцу Юрию Лаптеву, отец которого Константин много лет был одним из ведущих солистов тогда ещё Кировского театра. Музыкальный руководитель проекта – художественный руководитель Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова Евгений Волков.

За пультом Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова стоял Василий Синайский. В концерте приняли участие хор Ансамбля песни и пляски им. В. С. Локтева, солисты Мариинского театра Злата Булычева, Людмила Дудинова и Юрий Лаптев, ректор Санкт-Петербургской консерватории скрипач Михаил Гантварг и пианистка Екатерина Мечетина.

В концерте были исполнены сочинения одиннадцати композиторов, находивших в себе силы не только жить, но и творить в блокадном Ленинграде.

Двое из них – маститый Василий Калафати, дававший частные уроки Игорю Стравинскому, учивший Дмитрия Шостаковича и Илью Мусина, и Юлия Вейсберг – создатель жанра детской оперы в СССР, – умерли от истощения.

А 28-летний Борис Гольц, чья песня «Светит в небе звёздочка высоко» часто звучала в дни блокады по радио и была напечатана на открытках, погиб на одном из кораблей Балтфлота. Девять произведений найдены в рукописях.

Составители программы сознательно не включили в неё «Ленинградку» – всемирно известную Седьмую симфонию Шостаковича, чтобы как можно шире представить творчество композиторов-блокадников.

Колоссальную работу по поиску нотного материала провели музыковеды Тамара Сквирская, Лариса Миллер и их коллеги. В архивных изысканиях участвовал и Евгений Волков.

Исполнения шести сочинений стали мировыми премьерами. Так, Валериан Богданов-Березовский, известный как музыковед и историк балета, предстал как автор оперы «Ленинградцы» и антракта и сцены в бомбоубежище «Зима сорок второго». Богданов-Березовский начал работу над оперой по либретто Веры Кетлинской весной 1942 года. Во время войны опера дописана не была, и только в 1965 году, когда завеса тайны об истинных масштабах и формах трагедии чуть-чуть приоткрылась, В. Богданов-Березовский дописал её под названием «Город Ленина».

Опера представляет собой пронзительную хронику простой ленинградской семьи. В концерте были использованы фрагменты, о которых точно известно, что они были написаны в дни блокады. Это увертюра-плакат, массовая сцена ухода ополченцев, «В бомбоубежище» – о ребёнке, умирающем на руках у матери. Даже по трём эпизодам можно судить о богатстве фантазии композитора, изощрённости его письма.

Скрипичный концерт Богданова-Березовского с чисто формальной точки зрения мировой премьерой не назовёшь, но фактически это была премьера, потому как наверняка в зале не было никого из тех, кто слышал концерт в блокадном Ленинграде.

Музыковед и композитор академик Борис Асафьев широко известен как автор балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» и исследователь русского церковного пения. Здесь он выступает как автор «Святый Боже» из цикла «Десять духовных хоров», среди которых есть и католический «Ave Maria». Это редчайший в условиях всеобщего атеизма случай открытого обращения крупного музыканта к религиозной тематике, когда партитуру удалось даже издать на стеклографе. Я не специалист, и посему мне известен только ещё один случай: дирижёр Николай Голованов сочинял, но только в стол, опусы религиозного содержания.

Мировыми премьерами стали песня на стихи Б. Четверикова «Может быть, и я умру» исполненная Людмилой Дудиновой и «Песни печали и слёз» для фортепиано в исполнении Екатерины Мечетиной.

В концерте прозвучали произведения разных стилей. Так, Шостакович представлен ярко-плакатной «Клятвой наркому» на стихи Виссариона Саянова, опубликованные в газете «Правда» 24 июня 1941года. Уже в июне эта музыка звучала в военкоматах и на призывных пунктах – рассказывает исполнитель Клятвы Юрий Лаптев.

В таком же стиле написан «Героический партизанский марш» пианиста Александра Каменского, давшего за время блокады около 500 концертов.

В более тонком стиле написана песня Валерия Желобинского на стихи Алексея Суркова «Человек склонился над водою», исполненная Златой Булычевой. В её же исполнении уже по-оперному прозвучала «Героическая ария» Юрия Кочурова.

Концерт завершился мировой премьерой – Торжественным маршем «Звёзды Кремля» Василия Калафати, с которым он выиграл конкурс, награду за который – продовольственный паёк – он уже получить не успел. Какова должна была быть сила духа композитора, если, умирая от голода в марте 1942 года, он сочинял марш Победы!

Автор баллады «Ночной патруль» Орест Евахов был одним из самых активных организаторов музыкальной жизни в блокадном Ленинграде. После войны он воспитал целую плеяду ленинградских композиторов, в том числе Сергея Баневича, Валерия Гаврилина, Андрея Петрова, Сергея Слонимского, Исаака Шварца, Бориса Тищенко.

Весь концерт шёл на фоне кинокадров и иного видеоряда – может быть, и отвлекавшего от чисто музыкальной его составляющей, но эмоционально очень сильно увеличившего воздействие на слушателей именно синтетичностью действа, иногда достигавшей масштаба мистерии.

Великолепно весь вечер звучали коллективы, на плечи которых легла основная нагрузка, – Госоркестр им. Светланова, которым дирижировал ленинградец Василий Синайский, проведший концерт на высочайшем эмоциональном градусе, и Госхор им. Свешникова под руководством своего художественного руководителя Евгения Волкова. Подготовка этой программы заняла год работы в архивах, рассказал Е. Волков.

Собранного интереснейшего материала хватит на несколько программ. Было бы очень хорошо, чтобы Госоркестр и Госхор продолжили работу в этом направлении.