Возвращение «Блудного сына» в Россию

Опера Бриттена, задуманная композитором во время посещения СССР и посвящённая Дмитрию Шостаковичу, впервые ставится в российской столице.

Камерный музыкальный театр им. Покровского поставил оперу «Блудный сын» Бенджамина Бриттена по сюжету картины Рембранта. Дирижёр постановки Геннадий Рождественский / Фото: Иван Мурзин.

Камерный музыкальный театр им. Покровского поставил оперу «Блудный сын» Бенджамина Бриттена по сюжету картины Рембранта. Дирижёр постановки Геннадий Рождественский / Фото: Иван Мурзин.

В день столетия британского композитора Бенджамина Бриттена 22 ноября 2013 Камерный музыкальный театр им. Покровского представит публике российскую премьеру оперы-притчи «Блудный сын».

Идея оперы возникла у Бриттена в 1966 году во время посещения музея Эрмитаж, где в то время экспонировалась известная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Готовое произведение композитор-новатор посвятил Дмитрию Шостаковичу, с которым был дружен на протяжении многих лет.

Тем не менее, это произведение остаётся для русской публики практически неизвестным, поскольку до того в нашей стране ни на одной сцене не ставилось. Музыкальный раритет готовится показать в столице дирижёр Геннадий Рождественский, известный не только как музыкальный эрудит и блестящий рассказчик, но и глубокий знаток английской музыки прошедшего столетия.

Постановка «Блудного сына» логично вписывается в художественный вектор Камерного музыкального театра — один за другим он ставит спектакли, которые чаще всего больше нигде увидеть нельзя — это либо абсолютно новые произведения, либо премьеры давно забытых либо вовсе неизвестных публике шедевров. Причём не только той публики, которую принято именовать «широкой», но и искушённых меломанов.

При этом, учитывая солидный возраст театра и фигуру его основателя Бориса Покровского (а теперь и нового художественного руководителя Геннадия Рождественского), каждый при выборе новых постановок прослеживаются корни, достойные внимания музыковедов-историков. К примеру, в 1974 году Покровский и Рождественский поставили здесь «Нос» Шостаковича, ставшую визитной карточкой театра; в свою очередь Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию, которая звучит в другом спектакле театра — «Век DSCH». Теперь — опера Бриттена, которая посвящена Шостаковичу и которую вновь ставит Геннадий Рождественский. Такая вот связь времён и имён.

Режиссёром и хореографом «Блудного сына» стал главный режиссёр театра Михаил Кисляров, которому принадлежит идея постановки уникального образца оперного театра ХХ века. «Блудный сын» — последняя из трех опер-притч, написанных Бриттеном в 60-е годы. Они предназначены для исполнения в церкви, что отразило поиски композитором новых возможностей в области камерной оперы.

Такая необычность оперы определила экспериментальный характер спектакля, художественное оформление которого взяла на себя молодой художник Ася Мухина, для которой родной стихией являются медиа-перформанс, анимация и видеоарт. Также в постановке занят молодой дирижер, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ученик Рождественского Айрат Кашаев.

«На материале известной библейской истории спектакль раскрывает тему равнодушия и черствости человеческого сердца, говорит о том, что недопустимо оставаться безучастным к судьбам падших, довольствуясь собственным благополучием — то есть поднимает проблемы, которые стали серьезными духовными «заболеваниями» нашего времени», сообщается в релизе Камерного театра, посвящённом предстоящей премьере.

Премьера «Блудного сына» включена в официальную программу «Сезоны Бенджамина Бриттена в России», которая проходит под патронажем Британского совета. Спектакли пройдут 22 ноября, в день столетия Бриттена и на следующий день, 23 ноября. В день премьеры перед спектаклем со вступительным словом выступит дирижер-постановщик Геннадий Рождественский.

Больше информации на сайте Камерного музыкального театра www.opera-pokrovsky.ru.