Как и в прежние времена: Хор «Латвия» покорил Москву

В течение двух вечеров любители музыки в Москве могли наслаждаться выступлением в Концертном зале им. Чайковского Государственного академического хора «Латвия».

10 ноября 2013 года коллектив исполнил хоровую партию во Второй симфонии Густава Малера с оркестром «Консертгебау» под управлением Мариса Янсонса. Участие хора в этом концерте стало одной из важнейших составляющих общего успеха, ознаменовавшего этот вечер. 

Государственный академический хор «Латвия».

Государственный академический хор «Латвия». Фото: Вера Журавлёва.

МОСКВА, 12 ноября 2013. Государственный академический хор «Латвия» совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением художественного руководителя хора Мариса Сирмайса исполнил 11 ноября «Te Deum» Арво Пярта и «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.

Меломаны постарше наверняка помнят, что каждый приезд этого коллектива, как и многих других хоров Прибалтики, воспринимался как праздник – настолько их качество было выше московских. Тогда хором «Латвия» руководил Имант Цепитис.

После распада СССР и обретения Латвией независимости хор не был в Москве почти двадцать лет. Первый раз после такого перерыва он выступил в Москве в 2010 году, затем в 2012-м. Эти гастроли вызвали восторженные отклики московских меломанов и прессы.

Основанный в 1942 году в городе Иванове дирижёром Янисом Озолиньшем, хор считался одним из ведущих музыкальных коллективов Советского Союза. В 1997 году художественным руководителем и главным дирижёром коллектива стал Марис Сирмайс.

Хор «Латвия» – один из ведущих профессиональных хоров Европы. Он даёт концерты на фестивалях в США, Швейцарии, Бельгии, Германии, Израиле и других странах, выступает на таких престижных концертных площадках, как амстердамский Консертгебау и Laeisz­halle в Гамбурге, Центр культуры и конгрессов в Люцерне и зал Игоря Стравинского в Монтрё, Gasteig в Мюнхене и Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве, Концертный зал «Виктория» в Сингапуре и других.

Хор плодотворно сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами мира: Консертгебау, Баварского радио, Лондонским филармоническим и Берлинским филармоническим, Латвийским национальным симфоническими оркестрами, камерным оркестром Густава Малера и другими оркестрами Германии, Финляндии, Сингапура, Израиля, США, Латвии, Эстонии, России.

Его выступления проходили под руководством таких знаменитых дирижёров, как Марис Янсонс, Андрис Нелсонс, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Владимир Ашкенази, Дэвид Цинман, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Симона Янг, Тыну Кальюсте и других. С коллективом выступали многие известные солисты, среди которых Элина Гаранча, Анджела Браун, Александр Антоненко, Иван Монигетти, Патрик Деменга.

Хор «Латвия» исполняет произведения кантатно-ораториальных жанров, оперы и камерные вокальные произведения от раннего Ренессанса до наших дней. Принимал участие в записи музыки к знаменитому фильму «Парфюмер». В 2008 году состоялось несколько премьер произведений современных композиторов: Арво Пярта, Рихарда Дубры и Георгия Пелециса. В 2009 году на фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил сочинение Р. Щедрина «Запечатленный ангел», после чего композитор назвал хор «Латвия» одним из лучших в мире. В 2010 году на фестивалях в Монтрё и Люцерне Хор исполнял «Песни Гурре» А. Шёнберга. В 2011 году участвовал в исполнении Восьмой симфонии Малера под управлением Мариса Янсонса и оперы А. Шёнберга «Моисей и Аарон».

Замечательно хор «Латвия» прозвучал во Второй симфонии Малера «Воскресение» с «Консертгебау». Можно сказать, что хор был единственным музыкально безукоризненным участником этого концерта. Безукоризненным был и вкус коллектива. Этот высокий вкус в полной мере определяет лицо хора «Латвия».

Выступление 11 ноября 2013 года стало, в некотором смысле, бенефисом хора. В первом отделении был исполнен «Te Deum» для хора, струнного оркестра, фортепиано и магнитофонной записи Арво Пярта (в русском переводе «Тебя, Бога, хвалим!»). Это одно из ранних сочинений Пярта в стиле тинтиннабуле. Здесь автор применяет технику минимализма – используя две-три ноты, открывает космические дали. Во многом эта музыка близка григорианскому хоралу. Хор «Латвия» чутко уловил этот посыл автора и точно воспроизвёл его.

Во втором отделении хор великолепно исполнил гениальный «Реквием» Моцарта. Восхищает идеально ровное и единое звучание всех групп хора, их точный баланс. Блестяще отработано у хора цепное дыхание.

С самой лучшей стороны показал себя Госоркестр им. Светланова, очень хорошо сыграв под рукой Сирмайса. Качество игры с приглашёнными дирижёрами прямо пропорционально профессионализму оркестра и степени самоуважения оркестрантов. Госоркестр в этом смысле безукоризнен. Оркестр прекрасно звучит с любым приглашённым дирижером, а иногда и с непрофессионалом, как было в случае с Гилбертом Капланом, который взялся дирижировать ещё одной Второй симфонией Малера в этом сезоне.

В случае с рецензируемым концертом ситуация осложнялась тем, что Сирмайс – дирижёр-хоровик, а их мануальная техника существенно отличается от мануальной техники дирижёра-симфониста. Сирмайс сам отметил трудность такого процесса. По его словам, очень непросто распределить внимание дирижёра между оркестром и хором, что ему в этом концерте удалось вполне. Оркестранты внимательно следили за рукой Сирмайса и чутко ловили его хоровой жест.

Солисты в Реквиеме представляли руководимую Дмитрием Вдовиным Молодёжную оперную программу Большого театра России: Анна Аглатова (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано); Алексей Неклюдов (тенор) и Григорий Шкарупа (бас). В целом солисты неплохо справились с поставленной задачей. Наиболее удачно спели свои партии Алексей Неклюдов и Анна Аглатова.