Неназревшие перемены: Академия им. Вагановой сменила руководство

Бывший премьер Большого театра Николай Цискаридзе, имя которого последние несколько лет один за другим сопровождали скандалы, получил должность ректора одной из старейших школ русского балета.

Старейшая Академия русского балета им. Вагановой на пороге перемен, которые воспринимаются с надеждой и тревогой.

Старейшая Академия русского балета им. Вагановой на пороге перемен, которые воспринимаются с надеждой и тревогой.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 октября 2013. Интрига с назначением Николая Цискаридзе на пост ректора Петербургской академии русского балета имени Вагановой была недолгой — в прошедшие выходные Министерство культуры эту информацию опровергало как неподтверждённые слухи, а уже в понедельник министр Владимир Мединский поздравлял нового ректора с назначением и пообещал представить к правительственным наградам бывшее руководство старейшей в России академии танца.

По всей видимости, в самой Вагановке данное кадровое решение было полной неожиданностью, и вряд с первого чувства приятной. Во-первых, бывший ректор Вера Дорофеева, которая хоть и заговаривала о пенсии, уходить на заслуженный и окончательный отдых пока не готова и ещё полна сил.

Во-вторых, она известна как твёрдый и бескомпромиссный защитник интересов одной из лучших российских балетных школ, которая на по праву равных делит славу с Московской государственной Академией хореографии — к примеру, в истории с возможным объединением с Мариинским театром она выступила резко против инициативы Валерия Гергиева о слиянии, не пожелав стать частью его музыкальной империи.

Её преемник имеет авторитет исключительно как танцовщик, но ни в коем случае не как эффективный управляющий и даже ни как успешный педагог. Неуклюжие и безуспешные попытки Цискаридзе встать во главе Большого театра, связанные с интригами и бесконечными скандалами, нескончаемой и далеко не всегда заслуженной (и адресной) критикой администрации ГАБТ, нанесли огромный репутационный ущерб как театру, так и самому балетному премьеру — Цискаридзе фактически был уволен, а следом за ним театр покинул и бывший управляющий Анатолий Иксанов.

Эхо тех событий не утихло до сих пор — спустя почти полгода Цискаридзе так и не получил предложений ни от одного от российских театров. Не сделал он и ответный шаг навстречу со стороны ГАБТ, отказавшись танцевать в серии традиционных бенефисов в новогодних «Щелкунчиках», где московская публика привыкла его видеть, и, разумеется, надеялась увидеть вновь, когда неожиданно такое предложение поступило от нового директора Большого Владимира Урина.

Отставка Дорофеевой и назначение Цискаридзе всколыхнуло Вагановку — встреча сотрудников Академии с Мединским проходила за закрытыми дверями, без журналистов. Ситуация отчасти разрядилась тем, что министр культуры дал гарантии — слияния с Мариинкой не произойдёт, а бывшее руководство получит новые должности — в частности, Дорофееву, судя по всему, ждут в Михайловском театре.

Назначение художественным руководителем Вагановки Ульяны Лопаткиной также сыграло положительную роль, частично разрядив ситуацию — кроме того, что за знаменитой балериной нет такого негативного шлейфа скандалов, как за новым ректором, прима Мариинского театра ещё и выпускница этого учебного заведения. Дальнейшая судьба бывшего худрука Алтынай Асылмуратовой пока неизвестна, но скорее всего она также не останется не у дел, поскольку на своей должности зарекомендовала себя как блестящий профессионал.

На новые назначения Цискаридзе и Лопаткиной положительно откликнулись руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и гендиректор Большого театра Владимир Урин, поздравив и пожелав удачи в работе.

«Я поздравляю Николая и Ульяну с этими назначениями. Они оба высокие профессионалы, прекрасно разбирающиеся и понимающие, что такое балет», – сказал сегодня Владимир Урин в интервью ИТАР- ТАСС.

«Я желаю им удачи, терпения, мудрости. Ведь возглавляя такое важное учебное заведение, как Академия имени Вагановой, они столкнутся с огромным грузом ответственности, поскольку в их задачи будет входить не только решение организационных и учебных вопросов, но и воспитание нравственных, гармоничных, неординарных личностей», – добавил Владимир Урин.

Николай Цискаридзе приступит к обязанностям в новой должности уже со вторника 29 октября, Лопткина, вероятно, позже — у неё, в отличие от Цискаридзе, очень плотный график выступлений. При предыдущем руководстве обязанности распределялись очень чётко — директор Дорофеева осуществляла административное управление, худрук Асылмуратова занималась исключительно непосредственными обязанностями — творческой работой.

Как будет на этот раз, в Вагановке только гадают — ведь для того, чтобы со всей ответственностью подойти к новым обязанностям, Лопаткиной фактически придётся завершить свою блестящую карьеру или как минимум значительно сократить количество выступлений.

В последние годы академия выпускала блестящих балерин, однако ярких танцовщиков из её стен не выходило давно. Отчасти приход Цискаридзе мог бы позволить надеяться на то, что ситуация изменится, но оснований и для этого мало — в Большом у него была только одна известная балерина, Анжелина Воронцова. К тому же должность ректора не предполагает непосредственно педагогической работы.

Таким образом, назначения ставят больше вопросов, ответы на которые можно будет получить только по результатам работы нового руководства. Получит ли прославленная академия танца импульс с приходом двух знаменитых танцовщиков или погрязнет в новых скандалах, от которых и без того страдает российский балетный мир, будет ясно в ближайшее время.


  • Виктор

    отстой, новый ректор уважения не вызывает ни у кого

  • Нина

    Всем давно понятно , что успехи балетного искусства практически отсутствуют. Где воспитаные академией успешные выпускники ? Их просто нет!!! Кто видел выступление Николая Цискаридзе со мной согласится– это мастер, это талантЭ это достаяние нашей страны. И когда какой то репетитор на всю страну заявляет , что у нас мол есть кандидат на место ректора, становится ясно , что не хочется совсем им думать о творческом успехе академии , о воспитании достойных мастеров балета, таких , Чтобы ими годилась вся страна. Достойны глубокого уважения , как тренеры , воспитавшие достойных спортсменов так и художественные руководители выпускающие в Российский балетный мир достойных мастеров балета , которых , к большому нашему сожалению нет . Припысывают скандалы Цискаридзе , А он то причем . Сейчас , например. Не он же устроил этот “переполох” , А те , кому совсем невыгодно покидать свои теплые кресла и это очевидно. Собранные подписи против Н. Цискаридзе тому подтверждение. Не выдержали груза ответственности , не добились нужных результатов , так дайте ТАЛАНТЛИВЫМ людям дорогу, а не закрепляйте свой авторитет подписями, о которых уже многие , я думаю, сожалеют