Опера «Три Пинто» Вебера-Малера

«Три Пинто» имеет интересную (можно даже сказать, уникальную) предысторию. Её соавторов разделяет временная дистанция более полувека.

Опера «Три Пинто» в Камерном театре им. Покровского.

Опера «Три Пинто» в Камерном театре им. Покровского.

Вебер начал работу над ней в 1820 году, но она продвигалась медленно. К осени 1824 году он успел сочинить 1700 тактов, из которых только 18 оркестровал. Не будем гадать о причинах столь вялой захваченности этой работой.

После смерти Вебера в 1826 году его вдова Каролина предложила другу мужа Джакомо Мейерберу завершить оперу и передала ему все наброски. Тот за 20 лет так и не тронул черновики Вебера и незадолго до своей смерти вернул их Каролине. Вдова Вебера, затем её сын Макс показывали эскизы Йоганнесу Брамсу, Людвигу Шпору, Эдварду Ганслику, Каролю Липиньскому и Винсенту Лахнеру, но никто не взялся продолжить работу.

В 1886 году в связи со столетним юбилеем Вебера в Лейпцигском оперном театре под управлением Артура Никиша и его младшего коллеги Густава Малера были поставлены все оперы Вебера. Тогда Карл Вебер-младший – внук композитора – обратился к молодому Малеру с предложением закончить оперу. Но он написал новое либретто, потому как сочинённое Т. Хеллем по новелле К Зайделя «Битва за невесту» не удовлетворяло ни Вебера, ни Мейербера. Теперь опера получила название «Три Пинто».

В это время Малер работал над замыслами двух собственных опер. Ни один из которых так и не воплотился жизнь, и он остался в истории музыки одним из величайших симфонистов.

Премьера состоялась 20 января 1888 года на сцене Нового государственного театра в Лейпциге. За пультом стоял Густав Малер, и именно эта премьера принесла 28-летнему музыканту международное признание и как композитору, и как дирижёру.

Ему удалось с расстояния более чем полувека удивительно точно создать сочинение романтическое – по духу, свойственному основоположнику немецкой романтической оперы. Конечно, слушая «Три Пинто» ухом, знакомым с малеровскими симфониями, невозможно не услышать различие в стилистике оркестровки: она у Малера более плотная и насыщенная; не сильно, но всё же выходящая за рамки оркестровки, свойственной Веберу. В московском Камерном театре им. Покровского при постановке пришлось даже усилить оркестр приглашёнными музыкантами.

Вебер сделал наброски фактически лишь к первому акту. Малер перераспределил их по всем трём, чтобы авторство Вебера ощущалось во всей партитуре. Дописывая оперу, Малер максимально использовал неопубликованные сочинения Вебера, что позволило ему создать ощущение единства стиля.

После премьеры оперу стали ставить в других европейских театрах, но после смерти Малера в 1911 году «Три Пинто» постепенно исчезли из репертуара. Интерес к опере возродился во второй половине прошлого века, а в последние лет пятнадцать «Три Пинто» стали ставить на сценах театров и на музыкальных фестивалях.

В Москве премьерой оперы открыл сезон 2013/14 гг. Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского.