В Германии празднуют 200-летие Вагнера

В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера. Самые масштабные мероприятия пройдут на родине композитора в Германии.

Праздничные мероприятия на родине выдающегося композитора отличаются размахом и содержательностью — концерты, премьеры и научные собрания проходят по всей стране, сообщает издание Deutsche Welle.

В 2013 году исполняется 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера.

В 2013 году исполняется 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера.

В концертном сезоне этого года только опер Вагнера будет поставлено около тысячи, на книжном рынке появятся более семисот новых книг и переизданий.

Мюнхен, Байройт и Лейпциг, где родился немецкий гений, безусловно являются эпицентрами музыкальных событий. Юбилейный концерт в Байройтском Festspielhaus посетят ведущие политики и главные лица страны, сам он будет транслироваться по национальному телевидению. За пульт встанет ведущий «вагнеровский» дирижер Кристиан Тилеман (Chtristian Thielemann), в числе солистов «вагнеровский» же тенор Клаус Флориан Фогт (Klaus Florian Vogt).

Планируется открытие двух новых музеев — в местечке Граупа в Саксонии, где Вагнер работал над «Лоэнгрином» и Байройте, на вилле «Ванфрид», где жил композитор в последние годы — впрочем, здесь музей и архив откроются только 2014 году.

25 июля в Байройте откроется фестиваль Вагнера, на которой представят новую постановку тетралогии «Кольцо нибелунга» — спектакль посавил режиссер Франк Касторф (Frank Castorf), за пульт встанет российский дирижёр Кирилл Петренко.

За день до юбилея Вагнера 21 мая в Лейпциге открылся новый бронзовый памятник композитору по проекту скульптора Штефана Балькенхоля (Stephan Balkenhol) — на нём молодой Вагнер стоит на фоне тени, напоминающей силуэт композитора в его поздние годы.

В то же время немцы, известные неоднозначным отношением к гению, безусловно принятому всем музыкальным миром, вновь не удержались от дискуссий по поводу ценности наследия композитора и его роли в истории Германии, традиционно возложив на автора памфлета «Еврейство в музыке» косвенную ответственность за случившееся в этой стране в XX веке.

Тем не менее, вызвавшая широкую дискуссию публикация «Тень Вагнера», опубликованная еженедельником Speigel, выносит композитору оправдательный приговор, выделяя «основным движущим мотивом жизни и творчества Вагнера стремление к улучшению человечества при помощи искусства, а главной религией – веру в абсолютную любовь», цитирует Deutsche Welle.