«Золотое Перро» или страсти по Мариинке

Мариинка-2. Современный проект и какой могла бы стать по проекту Доминика Перро (в нижнем левом углу).

«Дворец землевладельцев» в Казани тоже вызывал немало споров, но сразу после постройки стал достопримечательностью города, привлекающей туристов.

Попалась на глаза статья в «Коммерсантъ» о том, какого великого шедевра лишился Санкт-Петербург, отказавшись от «Золотого купола» Доминика Перро.

И какой «заурядный» театр приобрёл в нынешнем здании «Мариинки-2».

Мариинка-2. Современный проект и какой могла бы стать по проекту Доминика Перро (в нижнем левом углу).

Мариинка-2. Современный проект и каким театр мог стать по проекту Доминика Перро (в нижнем левом углу).

Признаюсь честно — увидев снятые леса с нового корпуса Мариинки-2, сердце ахнуло. От огорчения. Когда же узнал о сумме, затраченной на всё это — 22 миллиарда рублей, ахнуло ещё раз.

На эти деньги можно построить несколько таких проектов — и это не преувеличение. К примеру, только что построенный «Дворец зерна» в Казани, вполне достойный служить Мариинским театром, обошёлся ровно в десять раз меньше — 2,2 миллиарда.

Сразу после постройки «Дворец землевладельцев» тоже вызывал немало споров по поводу эклектичности и неуместности подобного «северного» стиля для Татарстана, но мгновенно стал достопримечательностью города, привлекающей туристов.

«Дворец землевладельцев» в Казани тоже вызывал немало споров, но сразу после постройки стал достопримечательностью города, привлекающей  туристов.

«Дворец землевладельцев» в Казани тоже вызывал немало споров, но сразу после постройки стал достопримечательностью города, привлекающей туристов.

И всё-таки эта статья вызвала не меньшее отторжение. Смысл послания в том, что Гергиев осознал величие проекта Доминика Перро, но не вынес его бессмертия, – того, что здание навсегда будут ассоциировать с Перро, а не Гергиевым. Это, конечно, бред, комментировать который не стану — кажется, только автор не заметил ущербности подобного мышления, читатели видят и так.

Второй посыл — струсили. Смело, амбициозно… А мышление ещё совковое, да и побоялись строить — якобы не справятся. В то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной

«Вот уже несколько десятилетий в мире развивается современная архитектура, смелая, необычная, которая меняет культуру — музеи, концертные залы, библиотеки. Строить их нелегко, принять их иногда сложно, но они делаются с амбициями, с желанием передать новую визуальную культуру».

Сегодня действительно строятся современные здания, с потрясающей архитектурой. Да, Coop Himmelb(l)au, упомянутая в той самой статье, способна создавать очень талантливые вещи. И возможно, центру Санкт-Петербурга действительно не помешал бы архитектурный шедевр, даже если бы чуть выбивался из сложившейся среды. А лучше — если бы гармонировал, как гармонирует «Дворец землевладельцев».

Вот только проект Перро никакого отношения к подобному шедевру не имеет. По форме его «Золотой купол» – это просто художественно смятая бумажка, брошенная на асфальт, пусть и из золотой фольги.

Возможно, реально брошенный в порыве отчаяния самим Перро смятый лист и послужил ему источником вдохновения — не стоит гадать. Очевидно одно — Перро далеко не Растрелли и не Монферран.

Гергиев же прекрасно знает чего хочет — всегда. И чего не хочет — тоже знает. Этого «шедевра» он не захотел — и слава Богу. Конечно, сегодняшняя Мариинка-2 тоже не шедевр, но подбирать за кем-то мятые бумажки…

И не стоит обманывать людей, выдавать эти самые мятые бумажки за не воплощённые шедевры — это мусор и место его в корзине истории.

Полный текст: Eugene.Boyko.ru.


  • Дмитрий

    Как грустно и одновременно восхитительно бывает, когда человек ничего не понимающий в какой-то области и начисто лишенный в ней чутья и вкуса, с удивительной и даже завидной смелостью начинает о ней судить. Музыкант, не способный отличить с первого взгляда работы мегазвезды и фантазера Гери от вполне зведы и аскета Цумтора, столь же прекрасен, как и архитектор (я такого встречал), искренне тебя вопрошающий: “Почему все так носятся с Бахом? По-моему, он очень средний композитор. Тот же Майлз Дэвис писал писал гораздо более интересную музыку”. Чудо тут не в том, что человек уверен, что был только один Бах, а в том, что его-то вкус – самый расчудесный и точный, хоть он этой областью человеческой культуры и интересуется через пятый раз на двадцатый.

    И да, у Перро был гениальный проект. Он может не нравится, но это уже не проблемы проекта, а того, кто уверен, что Майлз Дэвис (хотя казанский дворец зерна это скорее нечто из блатных песен; до джаза ему, как до луны) гораздо более значимый композитор, чем все эти бездарные стравинские и шостоковичи. И тут выход один: чтобы не выглядеть идиотом, надо либо довериться специалистам, либо просто самому влюбится в ту эту область человеческой культуры, о которой хватает смелости судить.

  • Валентин Матулевский

    И что же в нем гениального? Может поясните непосвященным? Беспорядочное нагромождение углов без симметрии и логики. Типичный мозговой высер ромбами.

    Восхищает эта настойчивость выдать очередное гов** за элитарное искусство. Спасибо, наелись. Если вам хочется этим питаться -кушайте на здоровье. Наш город не трогайте и не засирайте.

  • Дмитрий

    Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите это знать?

  • Валентин Матулевский

    Честно? НЕ хочу. Пытайтесь убедить других, что платье короля великолепно. А мне видно, что король просто голый.