Московские хоры отметили 140-летие Рахманинова

Государственный хор им. А.В. Свешникова и Камерный хор Московской консерватории находятся в профессиональных руках воспитанников Бориса Тевлина, ищущих в творчестве свои собственные пути.

 Хора Московской консерватории / Фото: mosconsv.ru.

Хора Московской консерватории / Фото: mosconsv.ru.

МОСКВА, 14 мая 2013. В рамках празднования 140-летия Сергея Рахманинова в российской столице прошли концерты трёх хоров — Государственного Русского хора им. А. В. Свешникова, Камерного хора Московской консерватории и Большого хора «Мастера хорового пения»

Для первых двух коллективов выступления стали в некотором смысле этапными — они подвели черту под периодом, когда ими руководил замечательный музыкант Борис Тевлин.

Сегодня коллективы возглавляют его ученики: Евгений Волков (Госхор) и Александр Соловьёв (Камерный). Кафедрой современного хорового исполнительского искусства, созданной Тевлиным, руководит его соратник профессор Лев Конторович, который в особых представлениях не нуждается, поскольку руководимые им «Мастера хорового пения» – один из лучших больших российских хоров.

У «Мастеров хорового пения» свой узнаваемый музыкальный почерк, который хор продемонстрировал в концерте 7 апреля в Большом зале московской консерватории, прекрасно исполнив «Всенощное бдение» Рахманинова. Надо отметить одно крайне редкое качество «Мастеров»: на сегодня среди московских хоровых коллективов у них, вероятно, лучшая дикция, причём не только на русском языке.

Концерт Госхора им. А. В. Свешникова представил ретроспективу хорового творчества Рахманинова, начиная с ранних его сочинений в этом жанре, написанных 18-летним юношей («Хор духов» к поэме А. К. Толстого «Дон Жуан») и заканчивая монументальной «Литургией св. Иоанна Златоуста», вышедшей из-под пера уже зрелого 37-летнего мастера.

Эти два концерта объединило исполнение «Шести хоров для женского хора и фортепиано». У каждого коллектива они прозвучали по-разному, что соответствовало специализации коллективов. Сочинение это было написано для хора Смольнинского института благородных девиц — вероятнее всего, тот хор по своим возможностям более соответствовал сегодняшнему понятию камерного хора.

У Госхора им. Свешникова ярче прозвучал первый хор «Славься». Это объяснимо: торжественный и даже помпезный, он единственный из шести подходит к исполнению большим составом. Остальные пять хоров камерные по языку, и Камерный хор консерватории исполнил их именно так – очень лирично, с небольшим диапазоном динамических оттенков, что, возможно, ближе к замыслу композитора. У Госхора звук ярче и динамичнее, с бóльшим разнообразием красок.

Настолько же отличались и исполнения фортепианных партий Викторией Постниковой и Юрия Мартынова — каждое из них соответствовало стилистике хоров: более крупной у Постниковой, и более мягкой у Мартынова. Убедительны и интересны были оба.

Очень интересно и с хорошим вкусом прозвучали у Камерного хора транскрипции романсов Рахманинова — без избыточной страстности, на которую иногда провоцируют вокальные оригиналы.

Заключительная «Литургия св. Иоанна Златоуста» прозвучала у Госхора очень ярко, именно по-концертному. Это обоснованно — в каждом месте надо петь по-своему, а по музыкальному языку оба самых масштабных литургических сочинений Рахманинова имеют более концертный, нежели богослужебный характер. Мало какой церковный хор может полноценно исполнить эти сложные хоровые партитуры, которые уже прочно вписаны в репертуар лучших российских хоров.

Важно отметить, что руководители обоих хоров, Евгений Волков и Александр Соловьёв, не пошли по лёгкому пути копирования трактовок их общего учителя Бориса Тевлина, а стараются найти собственные. Поэтому можно назвать эти концерты рубежными — они обозначили начало этапа самостоятельного творчества этих интересных, но разных и самобытных хормейстеров.

Шедевры хоровой музыки. Абонемент № 32
Сергей Рахманинов (1873–1943) – к 140-летию со дня рождения

Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова
Художественный руководитель и дирижер Евгений Волков
Солистка – Виктория Постникова, фортепиано

Программа:

I отделение
Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893)
«Хор духов» к драматической поэме А. К. Толстого «Дон Жуан» (1891)
«Пантелей-целитель» – хор на слова А. К. Толстого (1899)
Две обработки народных песен:
«Чоботы» – украинская народная песня (1899)
«Бурлацкая» – русская народная песня для мужского хора и фортепиано (1891)
Шесть хоров для женского хора и фортепиано, ор. 15 (1897)
«Славься», слова Н. Некрасова
«Ночька», слова В. Лодыженского
«Сосна», слова М. Лермонтова
«Задремали волны», Слова К. Р.
«Неволя», слова Н. Цыганова
«Ангел», слова М. Лермонтова
Партия фортепиано – Виктория Постникова

II отделение
Литургия Св. Иоанна Златоуста для хора a’capella , ор. 31 (1910)
Солистка – Гиляна Дорджиева
БИС: Тебе поем из «Литургии…»
Солистка – Гиляна Дорджиева

Концертный зал им П. И. Чайковского
26 марта 2013 г. Сезон 2012/13

Фестиваль Московской консерватории «Сергей Рахманинов – к 140-летию со дня рождения»

Программа

I отделение
Шесть хоров для женского хора и фортепиано, ор. 15 (1897)
Партия фортепиано – Юрий Мартынов
«Сон», слова А. Плещеева, ор. 8 № 5 (Переложение для хора А. Степанова)
«Полюбила я на печаль свою», слова А. Плещеева (из Т. Шевченко), ор. 8 № 4
Солистка – Мария Челмакина (сопрано)
«Здесь хорошо», слова Г. Галиной, ор. 21 № 7 (Переложение для хора А. Степанова)
Первое исполнение.
«Островок», слова К. Бальмонта (из Шелли), ор. 14 № 2 (переложение для хора В. П. Мухина)
Солистка – Людмила Ерюткина (сопрано)
Вокализ, оп. 34 № 14 (Переложение для хора Ю. Васильева)
Солистка – Людмила Ерюткина (сопрано)
«Весенние воды», слова Ф. Тютчева, ор. 14 №11 (Переложение для хора А. Андрусенко).
Партия фортепиано – Юрий Мартынов

Камерный хор Московской консерватории
Дирижёр – Александр Соловьёв

II отделение
«Сенощное бдение» для сменанного хора, соч. 37 (1915)
Солисты: Полина Шамаева (меццо-сопрано), Иван Леонов (тенор).

Исполнители:
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра
Дирижёр – Лев Конторович

Большой зал Московской консерватории
7 апреля 2013 г., сезон 2012/13.