Четвёртая симфония Шостаковича как «событие сезона»

Большой зал Московской консерватории.

Дирижёр Александр Лазарев. Большой зал Московской консерватории, 20 апреля 2013 / Фото:

Уже который год подряд в российской афише апреля сходятся концерты, которые тянут на титул «событие сезона» в классической музыке.

Первое место в этом списке ранее неизменно оставалось за ежегодным традиционным клавирабендом Григория Соколова в Петербурге, который случается неотвратимо, как приход весны — он впереди, назначен на 27 апреля 2013 года.

alexander-lazarev

Дирижёр Александр Лазарев. Большой зал Московской консерватории, 20 апреля 2013 / Фото: Вера Журавлёва.

Ввиду сенсационности в этом году вышли вперёд четыре концерта с двумя программами Михаила Плетнева – два сольных, два с оркестром. Возвращение пианиста из области дирижирования и сочинительства произошло с шумом и помпой.

После концерта 20 апреля в Большом зале консерватории определение «событие сезона» можно применить и к концерту Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева, во втором отделении которого прозвучала редко исполняемая Симфония №4 Дмитрия Шостаковича.

В первом отделении пианист Иван Рудин в сопровождении Госоркестра исполнил Второй фортепианный концерт Милия Балакирева — хорошее исполнение малоинтересной музыки. Тем большим был контраст со вторым отделением — исполнение Четвертой симфонии Шостаковича стало захватывающе грандиозным, а масштабность интерпретации соизмерима с масштабом музыки.

Известна драматическая судьба этой симфонии — закончена она была в 1936 году, уже после публикаций в «Правде» печально известных статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». После нескольких репетиций стало очевидным непониманием партитуры Фрицом Штидри, который должен был дирижировать премьерой. Не могло быть неизвестным Шостаковичу и резко отрицательное отношение к симфонии тогдашнего председателя Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Платона Керженцева (Лебедева).

В той ситуации Шостакович снял произведение с исполнения. Оригинал партитуры был утерян, не найден до сих пор — вся она была восстановлена по оркестровым партиям Левоном Атовмьяном.

Впервые Четвёртая симфония прозвучала по инициативе художественного руководителя Московской филармонии Моисея Гринберга 30 декабря 1961 года в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина, в Большом зале консерватории.

Премьера симфонии имела грандиозный успех. Автор этой рецензии присутствовал на той исторической премьере — невозможно забыть шквал аплодисментов по её окончании. Зал просто ревел от восторга.

Хотя в период сочинения Четвертой симфонии Шостакович изучал партитуру Третьей симфонии Малера, по своей трагедийности она перекликается с его же Шестой. Такой же грандиозный состав оркестра, почти такая же длительность — около 60 минут (Шестая Малера звучит час с четвертью). На общем мрачном фоне особо остро воспринимаются свойственные стилю Шостаковича гротескные эпизоды и интонации.

Несколько убыстренный темп грандиозной первой части, взятый Лазаревым, с её кульминацией в стремительном фугато был убедительным. Уже в ходе репетиций дирижёр захватил своим энтузиазмом оркестр, на концерте в сферу магнетического влияния дирижёра попал весь зал. В демократичном амфитеатре обычно нетерпеливая молодёжь с сосредоточенностью слушала весь этот час, не шелохнувшись.

Симфония завершается на пиано трагедийным хоралом траурного марша, по окончании которого в зале повисла пауза секунд на десять. Такой продолжительной мертвой тишины между окончанием исполнения и началом аплодисментов сложно припомнить; аплодисменты и крики «браво», которыми взорвался зал, были не менее длительными, горячими и искренними, чем на премьере более чем полувековой давности.

На бис была исполнена тоже весьма трагическая Фантазия для симфонического оркестра «Хава Нагила» Николая Корндорфа – воспоминание о Холокосте, сочиненное в 1991 году к 90-летию со дня рождения своего учителя – московского педагога и дирижёра Лео Морицевича Гинзбурга (1901 – 1979).

По окончании концерта через артистическую Александра Лазарева прошла чуть не треть оркестрантов, поздравлявших маэстро с успехом и благодаривших его за столь успешное сотрудничество.