В Москве открылся фестиваль «Неделя Мстислава Ростроповича»

IV международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся музыкальным приношением Галине Вишневской — в память о певице прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди.

Большой зал консерватории переполнен, музыканты волнуются перед началом концерта, сцена сплошь уставлена цветами, количество представителей СМИ больше обычного. Все эти атрибуты грандиозного музыкального торжества всегда сопровождают открытие фестиваля Ростроповича.

Фестиваль Ростроповича 2013 года посвящён памяти Галины Вишневской. Открытие в Большом зале Московской консерватории.

Фестиваль Ростроповича 2013 года посвящён памяти Галины Вишневской. Открытие в Большом зале Московской консерватории.

Вишневская неоднократно принимала участие в исполнении реквиемов разных композиторов, вдохновлённый её искусством Бенджамин Бриттен написал партию русского сопрано в своём «Военном реквиеме». Запись, сделанная при участии Вишневской в 1963 году, стала бестселлером — беспрецедентный случай для музыки XX века.

В 1984 году в Штутгарте Мстислав Ростропович дирижировал Польским Реквиемом Пендерецкого, где также пела Галина Вишневская.

Причудливым напоминанием о временах холодной войны служит рецензия на пластинку «Верди. Реквием» в исполнении Вишневской, Исаковой, Ивановского, Петрова и Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Маркевича.

Эта запись, поражающая широким динамическим диапазоном оркестра и огненным темпераментом исполнителей, была сделана в ноябре 1960 года. Критик авторитетного музыкального издания «Musical America» тогда писал: «Русские не планируют фокусировать все усилия только лишь на производстве ракет», и далее саркастично рисует картину, как Советы пытаются конкурировать с, по-видимому, более прогрессивными достижениями запада в области культуры.

Интерпретация Маркевича отличается экстремальными несколько романтизированными темпами. Жестковатый голос Вишневской в этой записи напоминает неистовую Брунгильду. По драматизму исполнения «Libera me» Галина Павловна, по мнению многих меломанов, до сих пор находится вне конкуренции.

Для нынешнего исполнения «Реквиема» в Москву были приглашены музыканты из Италии: хор и оркестр «Tеаtrо Comunale» из Болоньи. Такое решение объянимо — в этом году весь мир празднует 200 лет со дня рождения Верди. В качестве солистов выступили итальянцы — меццо-сопрано Вероника Симеони, победившая в этом году в Международном вокальном конкурсе имени Паваротти и изумительный бас Риккардо Дзанеллато, за драматической игрой которого было особенно увлекательно наблюдать. Партию тенора технично и с большим чувством исполнил Акилес Мачадо из Венесуэлы.

Буквально за три дня до торжественного открытия стало известно, что Барбара Фриттоли, которая должна была участвовать в концерте, заболела. В срочном порядке ей нашли замену — партию сопрано в этот вечер исполнила обладательница «Золотой маски» и специалист по итальянской опере Татьяна Сержан из Санкт-Петербурга. Её сценический облик отсылал к героине «Пьета» Микеланджелло. Знаменитую смысловую кульминацию скорбной мессы “Libera Me” Татьяна истолковала в русле академической традиции.

Как известно, в этом разделе композитор предоставил исполнителю широкий простор для интерпретаций: Элизабет Шварцкопф шепчет финальное «Libera Me», Галина Вишневская почти задыхается от этих слов, а Эрва Нелли буквально рычит. Сержан продемонстрировала приятную ровность диапозона и глубокий без срывов низкий регистр. Последние годы Татьяна часто поёт в операх Верди по всему миру, с «Реквиемом» итальянского композитора она тоже знакома не понаслышке — неоднократно исполняла эту партию, в том числе под руководством Рикардо Мути.

Свойственная многим южанам темпераментная манера дирижирования проявилась и у молодого маэстро Микеле Мариотти, внешне напоминающего изящного Хью Гранта. Музыкальные катастрофы «Реквиема» были исполнены с итальянской поспешностью, как бы стремясь быстрее этот ужасный миг прожить.

В шестидесятые годы существовали пластинки с криками «Forza! Forza!» Тосканини в «Dies irae». Реагируя, оркестр буквально взрывался. Этой традиции исполнения реквиема как испепеляющей драмы следует и Микеле. В мощных tutti оркестр и хор под управлением главного дирижёра Театра Коммунале звучал нечеловечески мощно. Последний аккорд сменился бурными овациями публики, которая ещё долго не хотела отпускать артистов.

Начавшийся 27 марта, фестиваль Мстислава Ростроповича продлится до 2 апреля. Программы концертов представляют собой богатую коллекцию «музыкальных бриллиантов». В этом году не только Москва услышит выдающихся музыкантов — концерты фестиваля также пройдут в Санкт-Петербурге и Оренбурге.