«Carmina Burana» Карла Орфа — московские аншлаги

Февраль 2013 года у Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» прошёл под знаком кантаты «Carmina Burana» – самого популярного сочинения немецкого композитора Карла Орфа, признанного самым исполняемым в мире классическим сочинением.

В этом сезоне она была раз шесть исполнена в течение полутора месяцев.

«Carmina Burana» в Московском международном доме музыки.

«Carmina Burana» в Московском международном доме музыки.

Это не первый опыт проведения серии исполнений «Carmina Burana», и он неизменно успешен. На этот раз также на все концерты «Carmina Burana» был аншлаг, причём билеты распродавались мгновенно.

В сезоне 2012-13 в числе исполнителей кантаты, помимо Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», были Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова и Детский хор Большого театра, солисты сопрано Эльвира Хохлова, тенор Александр Богданов, баритон Андрей Батуркин. Дирижировали самым популярными классическим произведением в мире Бенджамин Эллин (Великобритания), Сергей Тарарин и главный дирижёр оркестра Дмитрий Юровский – младший член прославленной дирижёрской династии в четырёх поколениях.

Особенностью этих исполнений легендарной кантаты стало дополнение музыки яркими зрительными образами – гигантскими видеопроекциями, воспроизводящими магические картины, которые заполняют всё пространство потолка и стен зрительного зала. Автор видеоряда – директор оркестра Гаяне Шиладжян.

Следуя первоначальному замыслу Карла Орфа, «Русская филармония» воссоединяет музыкальное полотно кантаты с визуальными образами эпохи, «цитируя» картины Сандро Боттичелли, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха.

На концерте 21 февраля за пультом стоял художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Русская филармония» Дмитрий Юровский. Дирижёр сумел задать исполнению жёсткий ритм и удержал его в течение всей кантаты — обычно такой жёсткости российским исполнителям не хватает. Этому, вероятно, способствовал тот факт, что Дмитрий Юровский получил музыкальное образование в Германии, и музыка немецких авторов ему и хорошо знакома и близка.

Оркестр звучал безукоризненно и стилистически точно, великолепны были оба хора, порадовали в этот раз и солисты. Особо хотелось бы отметить сопрано Эльвиру Хохлову — в исполнении «Carmina Burana» она попала в точку. Хорошо исполнил свою труднейшую партию и тенор Александр Богданов. Не потерялся на их фоне и опытный баритон Андрей Батуркин.

Очень точно ложился на музыку видеоряд, создавая в зале совершенно особую атмосферу. Такого точного попадания в стилистику средневековой по духу кантаты «Carmina Burana» всеми участниками концерта у отечественных исполнителей ранее не приходилось встречать.


  • ProstoSlushatel

    Пусть усмехаются эстеты, но я не постесняюсь признаться, что самых любимых произведений у меня три: “Евгений Онегин”, “Carmina Burana” и “Весёлая вдова”. Бывая в разных странах, никогда не пропускаю возможности послушать их. Слышал десятки разных исполнений, да и записей накопилось немало. До сих пор самым памятным исполнением К. Орфа был концерт в Германии в 80-х годах (не помню год, да и город — то ли Дюссельдорф, то ли Дортмунд). Состав оркестра и хора там был небольшой, но было какое-то “попадание” и в музыку, и в сердце слушателей.

    Будучи в Москве, я не мог, конечно, пропустить этот концерт. Скажу одно: я в восторге. Не мог даже представить, что знакомая музыка так захватит, что услышу её будто впервые. На голову выше всех остальных известных мне исполнителей всех времён. Все были на высоте, даже солисты (что редкость).

    Карл Орф восхищает меня тем, насколько простыми средствами достигается мощный эффект. Казалось бы, чего проще: твёрдо и непреклонно держать один и тот же ритм — а вот не у всех получается.

    Думаю, что и образы великих картин, точно подобранные, окружавшие нас, добавили эффекта. Только ли дирижёра во всём этом заслуга, не знаю, — но замысел удался на все сто процентов, и даже больше. Концерт этот — несомненно событие мирового уровня. Надеюсь, что он записывался.

    Жалею только об одном: что из нескольких московских концертов попал только на один. Огромное всем участникам спасибо.