Фестивали классической музыки должны быть открыты для творческой молодёжи

В крупных российских музыкальных центрах как правило нет недостатка в фестивалях классической музыки — всплеск фестивальной жизни произошёл в последние одно-два десятилетия.

Именно они отмечены появлением Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Международного Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи, «Недели Ростроповича в Москве», фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» и некоторых других.

Для молодого поколения фестивали классической музыки должны быть доступны.

Для молодого поколения фестивали классической музыки должны быть доступны.

В отличие от многих европейских, все они достаточно молоды, и это можно считать российской особенностью — яркая, но относительно недолгая жизнь сопровождает многие начинания в нашей стране. Тем не менее, в период расцвета именно фестивали становятся проводниками новых идей в искусстве, задают вектор творческой жизни. Для них пишется (и исполняется) новая музыка, здесь рождаются творческие союзы, внимание прессы порождает волну слушательского интереса.

Осознание важности культурного фактора в нынешнем постиндустриальном историческом периоде осознаётся на многих уровнях — не случайно претензии на звание «культурной столицы» заявили немало российских городов — нередко, впрочем на уровне деклараций, не имея для этого ни оснований, ни проработанных стратегических инициатив. Один их таких культурных феноменов — курортный Сочи, где уже несколько лет проходит Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета.

Именно это мероприятие в значительной степени определяет культурный градус, который задают участники фестиваля, имена которых на несколько дней в феврале делают культурную жизнь Сочи сопоставимой с уровнем европейских столиц. Особенно актуально это именно сейчас, когда проведение фестиваля становится мощной культурной составляющей сочинской Олимпиады в 2014 году. Однако, в силу того, что в Сочи до сих пор нет ни одного крупного акустического концертного зала, все мероприятия остаются доступными небольшому количеству зрителей, которым удаётся достать билеты в Органный зал и Зимний театр, мало предназначенный для концертов классической музыки.

Более того, как отметил глава города Сочи Анатолий Пахомов на одной из пресс-конференций на фестивале искусств Юрия Башмета, «на концертах величайших мастеров классической и академической музыки не было видно ни студентов, ни преподавателей музыкальных заведений города, а ведь именно из них формируется будущая культурная элита Краснодарского края».

Нельзя сказать, что ничего не делается в направлении того, чтобы фестивальные мероприятия в Сочи были более доступны творческой молодёжи. По собственной инициативе Юрий Башмет каждый раз включает в программу фестиваля благотворительный концерт. Не отстаёт Управление культуры Сочи — по сведениям его руководителя Рузанны Барсегян на один из концертов фестиваля 2011 года Управление образования выкупило полностью зал Органной и камерной музыки, некоторое количество билетов было предоставлено студентам и преподавателям общеобразовательных, музыкальных школ города, работниками социальной сферы. Однако купить билеты на основную программу фестиваля с участием ведущих мировых звезд большинству студентов становится задачей мало реальной — для многих это слишком дорого.

Очевидно, что бюджет города не позволит сделать основные мероприятия фестиваля доступными для всех желающих. Шаг в этом направлении сделали Оргкомитет фестиваля, возглавляемый Дмитрием Гринченко — в содружестве с сочинским Училищем искусств под руководством Лидии Кузьминой при поддержке московского Международного благотворительного фонда «Орнамент» в прошедшем 2012 году была выделена серия абонементов на всю музыкальную программу конкурса для поощрения лучших студентов и педагогов музыки Сочи.

Инициатива меценатов в отношении творчески одарённых детей неоценима. По словам президента МБФ «Орнамент» Галины Суровегиной «Юным музыкантам не всегда удается наскрести даже на галерку, а кому, как не им, быть первыми среди внимающих мировым звездам исполнительского мастерства. Только они, как будущая смена, обладают возможностью превзойти тех, кому мы рукоплещем сегодня. Но для этого мы должны дать им шанс услышать этих исполнителей. Поэтому одна из наших программ направлена на внедрение в практику других фестивалей России традиции награждения лучших учащихся местных музыкальных заведений и их педагогов бесплатными абонементами».

«Мы очень признательны Юрию Башмету и особенно Дмитрию Гринченко, главе оргкомитета Международного зимнего фестиваля искусств Сочи, за понимание необходимости такой поддержки нашей талантливой молодежи. Благодарим за помощь и директора Училища искусств Сочи Лидию Кузьмину. Благодаря их доброй воле десять лучших учащихся и педагогов Сочи смогли прослушать всю музыкальную программу фестиваля 2012 года.

Сегодня российские дети нуждаются не только в деньгах на операции и лекарства, хотя это безусловно важно. Но гораздо больше детей нуждаются в доброте наших сердец на даяние возможности соприкоснуться с искусством, с радостью творчества. Мы будем и далее продолжать эту программу не только в Сочи, но и в других городах России и очень рассчитываем на поддержку в этом вопросе от организаторов фестивалей и местных благотворителей. Всем нам необходимо осознать, что помогая сегодняшним детям обрести радость реализации своих творческих способностей мы делаем их счастливее, а это значит, что мы делаем мир будущего более добрым для нас самих».

Возможно, на подобную инициативу откликнутся меценаты уже в нынешнем году — Шестой фестиваль искусств Юрия Башмета откроется в середине нынешнего февраля. Не останется в стороне и Управление культуры, одной из задач которого ставится превратить город в курорт международного масштаба. Рузанна Барсегян признала, что «задач у Управления культуры города огромное количество. Главное — создать все условия для проведения комплекса культурных мероприятий и социальных проектов Культурной Олимпиады, при этом развивая материально-техническую базу и собственные учреждения и коллективы».

«Чтобы превратить Сочи в российскую «культурную Ривьеру», необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе в лице частного капитала и меценатов. Учитывая, что в городе лишь два крытых зала вместимостью 1000 и 340 мест, абсолютно согласна с острой необходимостью строительства нового концертно-выставочного зала. Эта тема поднималась Управлением культуры неоднократно. Стоимость — не менее 1,5-2 млрд. рублей. Думаю, бюджету города это не под силу. Оговаривали и возможное место строительства — в районе между летним парком «Фрунзе» и гостиницей «Жемчужина» – сообщила нашему изданию Рузанна Барсегян.

Но, к сожалению, новый современный акустический концертный зал, без которого говорить о «культурной Ривьере» так же бессмысленно, как развивать спорт без стадионов, скорее всего появится нескоро. Из одного триллиона рублей, уже потраченных на подготовку к Олимпиаде-2014, никто не догадался выделить одну тысячную часть этой суммы на строительство нового концертного зала — которого, к слову сказать, в Сочи никогда не существовало за всю историю города.

Остаётся надеяться, что сочинский фестиваль Юрия Башмета и подобные ему обратят на себя внимание местных предпринимателей, коммерческих структур и меценатов в каждом городе России, приведут к осознанию необходимости развивать культуру своего региона. Только при участии частного капитала появятся новые концертные залы, а дети смогут получить билетик на музыкальный праздник.


.