ГАСО и Юровский дали два концерта в Москве

28 и 29 октября 2012 года ГАСО России им. Е.Ф. Светланова во главе с дирижёром Владимиром Юровским представили московской публике две концертные программы, выступив на сценах Большого зала Консерватории и Концертного зала им. Чайковского.

В обоих концертах солировал пианист Валерий Афанасьев, представлявший шедевры классического концерта — 9-й Моцарта и 1-й Бетховена. Также в первом концерте прозвучали 3 прелюдии Дебюсси в оркестровке Колина Метьюса, во втором — российская премьера 3-й симфонии Валентина Сильвестрова «Эсхатофония». Центральным произведением программ стала 5 симфония Густава Малера.

Каждый концерт Владимира Юровского становится событием, подтверждением того — недавнее выступление с РНО, прочтение 7 симфонии Шостаковича на IV Большом Фестивале РНО (к 70-летию первого исполнения). Многие концерты дирижера по праву названы историческими. Сама личность Владимира Юровского привлекает нестандартностью мышления в сочетании с безупречным знанием академической музыки.

При составлении программ Юровский выстраивает их так, что исполняемые произведения взаимосвязаны и перекликаются. К примеру, по мнению дирижёра Пятая симфония Малера предстаёт для исполнителя и слушателя в ином свете после знакомства с Третьей симфонией Бетховена в редакции Малера. Стоит упомянуть блестящее исполнение этого шедевра 24 марта 2012 года.

Концерт 28 октября 2012 года проходил в рамках Фестиваля к 150-летию Клода Дебюсси «Дебюсси» и его время», проводимого МГК им. Чайковского. Открыли его 3 фортепианные прелюдии импрессиониста в оркестровке Колина Мэтьюса — «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Фейерверк». Эти миниатюры составляют часть одного из последних опусов композитора — «24 прелюдии» в 2 тетрадях (1910; 1913). Автор обращается в них к собственному прошлому, используя методы, штрихи, формировавшие его неповторимый стиль.

Колин Метьюс оркестровал весь цикл Прелюдий в 2000-e годы по заказу Симфонического Оркестра Галле. Изучив особенности письма Дебюсси и использовав собственный композиторский талант, Мэтьюс создал произведение, в котором нет буквального следования оригинальному тексту, оживив его новыми красками и оттенками. Особенности оркестровки Метьюса заключается в том, что он использовал возможности большого симфонического оркестра, работая в контексте музыки XXI века.

Следующим в программе следовал 9-й фортепианный концерт Моцарта с солистом Валерием Афанасьевым. Это музыкант разносторонних интересов (дирижер, поэт, писатель, философ), обладатель многих наград, желанный гость лучших концертных залов. Все это ставит Афанасьева в разряд одного из самых неординарных артистов нашего времени.

Моцарт сложен своей внешней простотой, непосредственностью. Его исполнитель должен обладать зрелостью, опытом, душой — все это публика нашла в игре Валерия Афанасьева, который обладает тонким вкусом в сочетании с собственным взглядом на произведения. Превосходно прозвучала контастирующая 2 часть, Andantino, написанная в миноре. Оркестр играл небезупречно, но в целом очень прилично.

Публика по достоинству оценила талант Афанасьева — после нескольких выходов на поклон пианист ещё раз сел за рояль и прозвучала… прелюдия Дебюсси «Шаги на снегу», с которой открылся концерт. Музыканты в оркестре понимающе заулыбались — как позже признался сам пианист, с просьбой сыграть прелюдию Дебюсси к нему обратился именно Владимир Юровский. Афанасьев вновь показал чувство стиля, прелюдия прозвучала так, как ее задумывал автор, по ремарке: «нежного и печального содержания». Замкнувшееся отделение порадовало нестандартностью программы.

Во втором отделении концерта прозвучала 5 симфония Малера, которая является не только важнейшей вехой в творчестве композитора, но и, без преувеличения, всего музыкального репертуара, написанного в жанре симфонии. Фундаментальное сочинение требует титанических усилий дирижера и его музыкантов, сам композитор писал о ней: «Пятая очень и очень трудна». Драматизм, трагизм, мощность, страсть — как можно охарактеризовать эту симфонию.

В центре её внимания — судьба человека, противостояние в ней сил добра и зла, трагизм существования, личные переживания композитора. Вся симфония построена на контрастах, борьбе. Юровский с Госоркестром уже по традиции представили неординарное прочтение шедевра — симфония прозвучала графично, слышны были все детали, темпы и штрихи выверены. Безупречны соло валторны, гобоя, флейты, виолончели. И, конечно, надо отметить медь — трубы и валторны были на высоте. Зал долго не отпускал оркестр несмотря на позднее время, благодарно приветствуя музыкантов.


  • Гость№1

    Отлично написано!Продолжайте!