Андраш Шифф, вокализирующий пианист. Концерт в Москве

Андраш Шифф, которого называют одним из выдающихся пианистов нашего времени,12 сентября 2012 года дал klavirabend в московском Концертном зале им. П.И. Чайковского. Концерт организован фондом «Музыкальный Олимп».

Программа вечера включила три последние фортепианные сонаты Йозефа Гайдна, сонаты Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. Два первых издавна причислены к лику венских классиков, сегодня в их число нередко включают и Шуберта.

andrash-shiff

Андраш Шифф выступил в Москве.

Судя по тому, что klavirabend по просьбе А. Шиффа прошел без антракта, он согласен с таким мнением. В противном случае была бы непонятна такая, пользуясь юридическим языком, новелла, как исполнение без перерыва трех немалых по размеру сонат — ведь лишь одна шубертовская соната длилась около 43 мин, что вполне тянет на полноценное отделение. О таком построении программы публика в зале была предупреждена по радио перед концертом.

Зная редакторские наклонности Шиффа, трудно предположить, что такое объединение сонат в одно отделение случайно. Ведь кроме всего, это риск, что к концу вечера внимание аудитории ослабнет и в зале начнется нехарактерный звуковой фон. Этого не произошло — Шифф твердой рукой цепко удержал внимание зала. При этом он не прибегал к каким-либо вешним эффектам, не злоупотреблял forte, не «хлопотал лицом» – так говорят драматические актеры про переигрывающих актеров, пользующихся избыточной, нарочитой мимикой. Шифф держал зал своей необычайной концентрацией внимания, которое магнетически воздействовало и на слушателей. Он не исполнял музыку, а мыслил за роялем.

Шифф не подавлял слушателей ни внешним блеском виртуозности, которая никогда не была его сильной чертой, ни громоподобными пассажами и аккордами. За весь вечер не прозвучало ни одного не то что грубого, но просто чрезмерного forte. Шифф не воюет с инструментом – его туше мягкое и красивое, при этом рояль слышен в любой точке зала, даже не самого лучшего по акустике, коим является Зал им. Чайковского.

Рояль под пальцами Шиффа поет. Особенно ярко это было явлено в шубертовской сонате, где он подчеркнул вокальность творчества Шуберта. Она, по-видимому, близка его натуре — не зря же вторую «Грэмми» он получил за исполнение фортепианной партии в «Лебединой песне». Язык не поворачивается назвать его игру аккомпанементом., во всем вокальном наследии Шуберта фортепианные партии не менее значимы, чем вокальные. Наверное, именно поэтому наиболее сильное впечатление в программе Шиффа произвели медленные части сонат. Он их пропевал, и получалось это очень органично и убедительно.

Много интересного было и в исполнении им быстрых частей — например, паузы и ферматы в первой части сонаты Гайдна.

Исполнение всей программы продемонстрировало, что Андраш Шифф очень целен и органичен в своем фортепианном бытии — его чувство формы позволяет держать внимание зала на протяжении почти двух часов без перерыва. Включая бисы, которые показали, что Шиффу подвластна и малая форма, требующая совершенно иного подхода, нежели сонатная.

В бисах также проявилась вокальность пианизма Шиффа — такова были инструментальная Ария из Гольдберг-вариаций Баха и экспромт ми-бемоль мажор Шуберта. Зато багатель Бетховена завершила концерт на бодрой ноте.

В заключение хотелось бы поблагодарить «Музыкальный Олимп» за такой замечательный подарок, как klavirabend Андраша Шиффа и пожелать, чтобы его концерты стали бы в Москве более регулярными.

Андраш Шифф родился 21 декабря 1953 в Будапеште (Венгрия). В 2001 году он получил британское гражданство, нынче живет в Лондоне и во Флоренции. Начал учиться игре на фортепиано в возрасте пяти лет, впервые выступил на публике в девять. В четырнадцать лет поступил в Будапештскую музыкальную академию имени Ференца Листа и стал самым юным студентом за всю историю ее существования.

Его наставниками стали знаменитый венгерский композитор и пианист профессора Паль Кадоша, композитор Дьёрдь Куртаг и пианист Ференц Радош. В 1975 году он окончил консерваторию, позже учился у лондонского пианиста и дирижера Джорджа Малколма.

Известным имя Шиффа сделали высокие места на престижных международных музыкальных конкурсах — он лауреат четвертой премии конкурса имени П. И. Чайковского (1974), финалист фортепианного конуса в Лидсе (1975). Шифф выступал с лучшими оркестрами и дирижерами, однако сегодня в основном дает сольные концерты и выступает в качестве дирижера. Репертуар Шиффа весьма широк — в него входят такие разноплановые композиторы как Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Гайдн, Шопен, Скарлатти, Барток, Шуман, Дебюсси, Равель.

В 2004 году Шифф выступил с необычной серией концертов, сыграв в 20 городах мира 32 фортепианных сонаты Бетховена в том хронологическом порядке, в котором их создал композитор. В 2005 г. вышел диск с записями этих концертов, а в 2007-2008 пианист повторил выступление на гастролях в Северной Америке.

Андраш Шифф всегда проявлял интерес к камерной музыке. С 1989 по 1998 год он исполнял обязанности арт-директора на ежегодном музыкальном фестивале камерной музыки, проходящем недалеко от австрийского Зальцбурга. В 1999 организовал собственный оркестр камерной музыки, с которым выступают многие друзья и коллеги Шиффа.

В 1990 году был награжден премией «Грэмми» в номинации «Лучший солист в классическом жанре» за запись «Английских сюит» И.С. Баха. В 1994-м стал первым пианистом, награжденным памятной медалью имени чилийского пианиста Клаудио Аррау от Общества Роберта Шумана в Дюссельдорфе. Вторая премия «Грэмми» была присуждена А. Шиффу в номинации «Лучшая вокальная запись» — диск «Лебединая песня» Франца Шуберта, который он записал вместе с оперным певцом и дирижером Петером Шрайером.

Музыкальный Олимп представляет

Андраш Шифф, фортепиано, Венгрия

Программа:

Й. Гайдн – Соната № 62 ми-бемоль мажор. Hub.XVI/52
Л. ван Бетховен – Соната № 32 до минор, соч. 111 (1821-22)

Франц Шуберт – Соната № 21 си-бемоль мажор, D. 960

Бис:
И.С. Бах – Ария из Гольдберг-вариаций BWV 988
Ф. Шуберт – Экспромт ми-бемоль мажор ор. 90 № 2 (D 899- 2 )
Л. ван Бетховен – Багатель си-бемоль минор ор. 126 № 4

Концертный зал им. П.И. Чайковского
12 сентября 2012 г.


.