Камило Хиральдо: «Русская музыка великолепна и полезна для воспитания любви к музыке»

Московская консерватория наводит музыкальные мосты с Колумбией. 520-летие открытия Христофором Колумбом Америки будут отмечать в Большом зале консерватории 12 октября.

Концерт удивит слушателей музыкальным коктейлем из произведений композиторов как «Старого», так и «Нового света». Впервые в Москве прозвучат неизвестные столичной публике сочинения Альвареса, Бермудеса, Наварро, Эрнандеса, а также ранее не исполнявшаяся в Москве увертюра Рихарда Вагнера «Христофор Колумб».

camilo-hiraldo

Камило Хиральдо (со скрипкой) и Оркестр Антиокии.

Перед московской премьерой музыкальный критик Владимир Ойвин подготовил эксклюзивное интервью с художественным руководителем приехавшего в Москву Оркестра Антиокии дирижёром Камило Хиральдо, с которым поговорил о системе музыкального образования в Колумбии и многом другом.

Владимир Ойвин: Расскажите, пожалуйста, историю вашего оркестра. Когда он появился и по какому принципу создавался?

Камило Хиральдо: Молодёжный симфонический оркестр Антиокии был основан в 1998 году. Он был создан департаментом Антиокии – Колумбия для профессионального обучения музыке молодых исполнителей в Колумбии.

Владимир Ойвин: Известно, что в Венесуэле есть очень интересные программы обучения молодых людей музыке, не только профессиональных музыкантов, но и любителей, из которых потом рекрутируют в профессионалы. Есть ли подобная программа в Колумбии?

Камило Хиральдо: Изначально система музыкального образования в Колумбии совсем другая, так как изначально не было такой любви, так сказать, страсти к изучению классической музыки. Но со временем эта традиция стала меняться, и сейчас создана целая сеть школ, которые обучают музыкантов, именно для классической музыки. В итоге, после окончания этой школы молодой человек решает для себя – либо он идёт дальше по профессиональному обучению, либо меняет профессию и идёт в другой какой-то университет.

Владимир Ойвин: Какова система высшего музыкального образования в Колумбии? Много ли там высших учебных заведений типа консерватории?

Камило Хиральдо: Изначально в столице Колумбии Боготе существовала консерватория, но тенденция немного изменилась и сейчас созданы музыкальные факультеты для получения высшего музыкального образования при университетах.

Владимир Ойвин: Много ли ваших студентов учатся за границей – в Америке, в Европе?

Камило Хиральдо: В целом где-то около ста. Не все имеют финансовые возможности, но многие музыканты ищут возможность обучаться именно за границей.

Владимир Ойвин: В самой Колумбии высшее музыкальное образование платное или бесплатное?

Камило Хиральдо: В данном случае не существует таких музыкальных школ, как в России. Существуют школы, которые создают условия для мотивации, призывают молодых людей обучаться музыке. Существуют они, в основном, в городе Медельине. Это частные школы, которые, конечно, довольно дороги.

Владимир Ойвин: А государство пытается, допустим, некоторым наиболее талантливым молодым ребятам оплачивать обучение на Западе – в Америке, в Европе?

Камило Хиральдо: Да, существуют стипендии от государства, но они чаще всего не полностью оплачивают обучение.

Владимир Ойвин: Где Вы сами получали образование?

Камило Хиральдо: Я обучался в университете Антиоки по классу скрипки у маэстро Рудестеля, и потом обучался в Париже.

Владимир Ойвин: А дирижированию?

Камило Хиральдо: Тоже в Париже. В частности, у Филиппа Фурнье – он мой основной учитель. Но были и другие.

Владимир Ойвин: Это сын виолончелиста Пьера Фурнье?

Камило Хиральдо: Да.

Владимир Ойвин: Я слышал отца в Москве. Сколько ему самому лет, и как давно он занялся дирижированием?

Камило Хиральдо: Сейчас мне 29 лет. Восемь лет назад я начал дирижировать.

Владимир Ойвин: А когда маэстро возглавил молодёжный оркестр, который сейчас приехал? Он с самого основания руководит этим оркестром?

Камило Хиральдо: Этот оркестр создала администрация Антиокии.

Владимир Ойвин: Я имею виду художественное руководство им осуществлялось с самого начала или до него был кто то ещё?

Камило Хиральдо: Первым руководителем был Густаво Джеппе, потом американец Джеральд Браун, потом Эдуардос Кестуе – он учился в Москве.

Владимир Ойвин: Когда Вы возглавили этот оркестр?

Камило Хиральдо: Где то два года назад.

Владимир Ойвин: Что входит в основной репертуар?

Камило Хиральдо: Моцарт, Чайковский, Бетховен, Бизе и много музыки колумбийских композиторов.

Владимир Ойвин: Вы исполняете и колумбийскую музыку?

Камило Хиральдо: Всегда, в каждом концерте оркестр исполняет колумбийскую музыку.

Владимир Ойвин: Где вы отыскали увертюру Вагнера «Христофор Колумб»?

Камило Хиральдо: Это увертюра мало известна. Вагнер написал её, когда ему было 19 лет. Он специально приехал в Париж чтобы представить эту увертюру, но она не вызвала интереса. Изначально эта увертюра была написана по книге знакомого Вагнера, и была немножко загадочна, так как не имела заключения. Маэстро Вячеслав Валеев, который тоже дирижирует оркестром в этом концерте, предложил исполнить это произведение.

Владимир Ойвин: Вероятно, это первое исполнение увертюры в России?

Камило Хиральдо: Да, её редко исполняют.

Владимир Ойвин: Сочинение Ефрема Подгайца будете исполнять вы или Валеев?

Камило Хиральдо: Буду я.

Владимир Ойвин: Где вы познакомились с его творчеством?

Камило Хиральдо: Дело в том, что творчество Подгайца очень близко именно колумбийцам, так как его музыка в чём-то близка музыке Пьяцоллы, и поэтому её очень хорошо чувствуют. Вячеслав Валеев предложил сделать такой мост между Россией и Колумбией, когда исполнением произведения российского автора будет дирижировать колумбийский дирижёр.

Владимир Ойвин: Это первое произведение Подгайца, с которым Вы познакомились или Вы до этого дирижировали его сочинениями?

Камило Хиральдо: Я познакомился с этим сочинением Подгайца благодаря Вячеславу Валееву. Я уже исполнял его в Рыбинске и Ярославле, где наш оркестр недавно был с гастролями вместе с оркестрами института им. Ипполитова-Иванова и Московской консерватории.

Владимир Ойвин: Кого ещё из российских композиторов вы знаете и исполняете?

Камило Хиральдо: Очень много, потому что русская музыка великолепна и очень полезна для воспитания любви к музыке. Мы очень много исполняется российских композиторов. Очень нравится Шостакович, Стравинский, Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский.

Владимир Ойвин: А современных композиторов?

Камило Хиральдо: С современными более сложно.

Владимир Ойвин: Кого-нибудь Вы знаете?

Камило Хиральдо: Знаю дирижера и композитора Евгения Светланова.

Владимир Ойвин: Вы играете со студенческим консерваторским оркестром, как вы оцениваете его с профессиональной точки зрения?

Камило Хиральдо: Мне очень легко работается с российским оркестром, так как очень близки понимание и чувства колумбийских и российских музыкантов. Мне очень нравится работать. Извините, но я должен закончить, так как меня ждут. Спасибо за внимание.