Во Львове прошла IV музыкальная Академия стран СНГ

По прошествии трёх лет эстафета проведения Молодёжной музыкальной Академии стран СНГ от Минска перешла ко Львову — одному из самых западных городов на пространстве бывшего СССР.

Впрочем, Львов считает себя частью Европы, и внешний облик города вполне этому соответствует — в нём сохранилась и поддерживается атмосфера улочек старых европейских городов с их характерной архитектурой, мощёными каменной брусчаткой дорогами, множеством кафе, магазинчиков и аптек в старинных зданиях, некоторые из которых построены несколько веков назад.

Выбор места проведения определил художественный руководитель Академии Юрий Башмет, объяснив это просто: «Здесь мне знакома каждая улица, каждый поворот. Здесь похоронены мои родители».

lviv-academy

IV Молодёжная музыкальная Академия стран СНГ прошла во Львове.

В ставшем родным Львове прошла юность Юрия Башмета. «Это то место, где всё в жизни человека происходит впервые — первый танец, первый поцелуй. Напротив Галицкого рынка, на нынешней улице Листа, стоит дом. Там, на последнем этаже, жила моя первая любовь» — поделился воспоминаниями самый знаменитый альтист мира. «Здесь я получил музыкальное образование, первый гонорар. Первую пластинку «Битлз» тоже услышал тут. В то время каждое появление нового диска, новой их песни становилось событием».

Однако не только романтические чувства художественного руководителя Академии стали определяющими выбор этого города — Львов имеет глубокие музыкальные традиции. Первым ректором Львовской консерватории был сын Моцарта Франц Ксавер. К поступлению в консерваторию студентов готовит одна из самых известных европейских специальных музыкальных школ — имени Соломии Крушельницкой, звезды мировой оперной сцены конца XIX – начала XX века. На базе именно этих учебных заведений — школы Крушельницкой и консерватории проходит сессия Молодёжной Академии Башмета.

Как и в прежние, минские годы, сессия Академии произвела фурор в музыкальной жизни города. 42 студента, приехавшие во Львов из 11 государств — бывших республик СССР, получают мастер-классы известных европейских педагогов, общаются между собой. Все занятия проходят открыто для желающих, и свободных мест в классах консерватории, где проходят занятия, почти не бывает. По традиции все расходы берет на себя Академия, деятельность которой проходит при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

«Для меня было большой честью представлять Россию на таком уникальном событии. За эту неделю каждый участник получил бесценный опыт исполнительского искусства. И не только — приветливая публика, сказочно красивый город, педагоги высшего класса, — все это создало удивительную атмосферу для развития музыкантов. От лица всех участников выражаю огромную благодарность организаторам и нашим замечательным мастерам-преподавателям» — восхищена скрипачка из Екатеринбурга Дина Бикжанова, впервые приехавшая на сессию во Львов.

Соединение московской и львовской школ музыкального исполнительства даст новое качество, уверен знаменитый художественный руководитель львовского музыкального форума. По мнению Башмета, это важно и для педагогов, которые напитаются атмосферой этого необычного места, также открыв для себя новые яркие впечатления. Львовские музыкальные традиции живут не только в этом городе: «Игорь Сулыга, мой студенческий товарищ, который сейчас живёт в Испании — его учеников я узнаю на мастер-классах в любой стране. По чистой интонации, постановке, по настоящему легато, а не извечному портато» — рассказывает Башмет.

Практическое значение Академии не только в получении студентами новых знаний, но и в стремлении научить их глубже мыслить. «Тут прекрасно преподают, сохраняются традиции. Но к тому, как тут учат, мы можем добавить мировой опыт. Всегда есть, о чём поспорить. Мы должны учить ставить вопросы и находить ответы» — уверен Юрий Башмет.

«Вот, к примеру, перечёркнутый форшлаг у Моцарта — как его читать? Одно мнение — нужно играть коротко, в удар. Леопольд Моцарт считал, что это потерянная нота, не в удар, и играть его нужно длиннее. Или, к примеру, в концертной симфонии Моцарта си-бемоль помечен перечёркнутым форшлагом. Зачем он здесь? По московской школе его нужно играть ровно, но ведь зачем-то композитор его поставил? Два московских профессора спорили на эту тему в научных трудах! Фокус даже не в том, как это в итоге будет сыграно, а в том, что этот вопрос задан. Нужно уметь ставить вопросы».

Ставить вопросы и находить ответы учат известные музыкальные педагоги, попасть к которым мечтают многие студенты из разных стран мира — пианист Сергей Эдельман, скрипач Александр Тростянский, певица Светлана Нестеренко, альтист Виталий Астахов, виолончелист Алексей Селезнёв. Вне стен Академии мечта эта для большинства недостижима в силу предельной востребованности и загруженности педагогов, чаще всего успешно концертирующих артистов — в их числе и сам Юрий Башмет, давший мастер-класс скрипачам и альтистам.

Сама Академия стран СНГ не ставит цели подготовку звёзд мировой сцены — в неё попадают исполнители разного уровня, да и за несколько дней, в течение которых проходят ежегодные сессии, невозможно подготовить даже концертную программу. Более того, её участники утверждаются в Москве лишь на последней стадии — делегируют музыкантов из их родных государств, проводя отбор на местах. Важнейшей задачей является налаживание межгосударственного культурного обмена, личных контактов студентов и педагогов.

Тем не менее, в их карьере молодых музыкантов Академия может сыграть серьёзную роль — всё зависит от яркости таланта и собственного стремления к развитию. Примеров таких немало — исполнители получают сольные концерты, им помогают с приобретением дорогостоящих инструментов. К примеру, участница минской Академии 2011 года 17-летняя скрипачка Нилуфар Мухиддинова из Ташкента в 2013 году выступит в Москве с концертом в Центре Павла Слободкина — причём не только как солистка, но и в качестве дирижёра оркестра.

По традиции, в течении сессии и по её окончании проходят концерты студентов и педагогов. Во Львове такой концерт состоялся 4 октября, при стечении не только слушателей, но и многочисленной прессы из Москвы, представителей украинских изданий. Внимание к этому событию всегда велико в силу уникальности музыкального проекта, единственного на постсоветском пространстве, стремящегося к объединению исполнительских школ бывшего Советского Союза. На этом концерте особо обратили на себя внимание сопрано Ольга Кульчинская, молдавская пианистка Лидия Тыршу, альтистка и Беларуси Ольга Пильневич, скрипачки Дина Бикжанова из Екатеринбурга и Джейла Сеидова из Баку, уникальный баритон-контртенор Ильхам Назаров из Азербайджана.

Останется ли Академия во Львове в последующие годы — вопрос пока остаётся открытым. Сегодня видно желание самого Юрия Башмета сохранить её по крайней мере на следующий год. «Львов — это не просто город смешения культур. Это магнит, который притягивает самое лучшее», уверен он. «Во Львове живут умные, культурные люди, с собственным независимым мышлением, способные на разумные компромиссы и безупречно учтивые. Я посчитал, что в этом городе обязательно должна быть Молодежная музыкальная академия стран СНГ», – заявил он.

Атмосфера Европы, которой насыщен старинный город и которая определила будущую карьеру самого известного альтиста мира, по его собственному мнению, наилучшим образом подходит для подобных мероприятий. «Академия в моём родном городе — это стремление к настоящему, к целостности восприятия жизни. Это и моя любовь этому периоду жизни — самой счастливой, самый цветной».

Планы самого руководителя, как всегда, насыщены. Сразу из Львова он улетел в Минск: «Придётся оправдываться, что украл у них Академию. В этом смысле они остались обездоленными, но там проходит фестиваль моего имени, очень высокого уровня. Зато на будущий год я приеду надолго и буду посещать уроки, как примерный ученик», – в присущей ему шутливой манере пообещал маэстро.

Далее следуют открытие сезона возглавляемого Башметом оркестра «Новая Россия», уникальный концерт на скрипках Страдивари, посвящённый 100-летию Музея им. Глинки в Москве, новые фестивали и концерты. Возможно, когда-нибудь в них появятся и имена нынешних воспитанников.

Евгений Бойко, Львов,
2-4 октября 2012.

Фотоальбом в группе Classica.FM ВКонтакте.