Мария Пиреш и Клаудио Аббадо с оркестром Люцернского фестиваля

Филармонический концертный сезон 2012–13 гг. в зале им. П.И. Чайковского начался с концертов невероятно высокого уровня, установивших столь высокую планку, что превзойти её будет непросто. Если вообще возможно.

Первым таким концертом стало открытие IV Большого фестиваля Российского национального оркестра 8 сентября, в котором Владимир Юровский потрясающе продирижировал Седьмой (Ленинградской) симфонией Дмитрия Шостаковича.

Вторым событием, взбудоражившим филармоническую публику, стал концерт оркестра Люцернского фестиваля под управлением Клаудио Аббадо и пианистки Марии Жоао Пиреш.

claudio-abbado-maria-pires

Мария Пиреш, Клаудио Аббадо, оркестр Люцернского фестиваля / Фото: Юрий Богомаз.

Это первый приезд в Москву коллектива, который многие музыканты, в том числе и именитые дирижёры, считают сегодня лучшим в мире. Распределение мест в музыкальной табели о рангах — вещь неблагодарная и довольно бесполезная, а посему вполне достаточно признать, что оркестр Люцернского фестиваля сегодня входит в число несомненных мировых лидеров.

Оркестр Люцернского фестиваля был основан в 1938 году Артуро Тосканини. Коллектив успешно выступал, уже без помощи и участия своего отца-основателя, до начала 90-х годов. В нынешнем виде его возродил в 2003 году Клаудио Аббадо.

Состав собирается для репетиций и выступлений на два летних месяца. Следуя прецеденту Тосканини, в оркестре играют крупные исполнители с состоявшейся сольной карьерой и концертмейстеры известнейших симфонических коллективов: Берлинского и Венского филармонического оркестра, Лондонского симфонического и многих других — так, концертмейстером группы виолончелей одно время была Наталья Гутман. Оставшиеся свободными места заполняют молодые музыканты из Малеровского камерного оркестра, которым также руководит Клаудио Аббадо. В Москву приехали 120 музыкантов из 25 стран.

Также впервые Москва услышала и прославленную португальскую пианистку Марию Жоао Пиреш, которая в первом отделении солировала в исполнении Концерта №17 для фортепиано с оркестром соль мажор К. 453 Моцарта. Это было во всех смыслах великолепное исполнение. Мария Пиреш играла матовым, легким, прозрачным, слегка приглушенным звуком. Педаль минимальная, темпы идеальны, вся архитектоника концерта воздушна и прозрачна. Этой ясности способствовало полное взаимопонимание солистки и оркестра.

Накануне телеканал Культура в цикле программ Сергея Ходнева и Ильи Кухаренко, в целом очень интересных, хотя временами страдающих некоторой претенциозностью и наигранностью, показал в исполнении Пиреш Второй фортепианный концерт Бетховена с оркестром Де Пари под управлением Рикардо Шайи. Эта трансляция подготовила слушателей к восприятию истинного масштаба Пиреш.

Если исполнение фортепианного концерта Моцарта всех очаровало, то вытребованный публикой бис – хорошо знакомый Экспромт ля-бемоль мажор Франца Шуберта – ошеломил. Причем не виртуозностью или изысканностью, а неслыханной простотой. Пианистка дарила нам не себя – невероятно духовную и возвышенную, – а саму обнаженную суть музыки без всяких «ужимок и прыжков». Вот уж когда уместно вспомнить строки Бориса Пастернака: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту». Словами это передать почти невозможно, надо слушать и видеть степень сосредоточенности на сути музыки, не оставляющей места ничему внешнему.

Во втором отделении оркестр под руководством Клаудио Аббадо великолепно исполнил Первую симфонию Антона Брукнера в ее венской редакции 1891 года. 79-летнему маэстро удалось показать нам необычного Брукнера, музыку которого мы по привычке воспринимали как нечто монументальное и тяжеловесное. У Аббадо она прозвучала прозрачно и мягко. Оркестр продемонстрировал великолепие струнных, мягкость медных духовых, блестящего литавриста и безупречный баланс групп. На лицах оркестрантов было видно, что они не трудятся, а вдохновенно музицируют.

Оркестр Люцернского фестиваля
Солистка – Мария Жоао Пиреш, фортепиано (Португалия)
Дирижёр – Клаудио Аббадо

I отделение

В.А. Моцарт – Концерт № 17 для фортепиано с оркестром соль мажор, KV 453
Бис: Франц Шуберт – Экспромт ля бемоль мажор, ор. 142 № 2 D. 935

II отделение

Антон Брукнер – Симфония № 1 до минор, WAB 101 (Редакция 1891 г.)

Концертный зал им. П.И. Чайковского
19 сентября 2012 г.


.