Реквием памяти Бориса Тевлина

Концерт памяти выдающегося хорового дирижёра и блестящего педагога, народного артиста России, профессора Бориса Тевлина (1931 – 2012) состоялся 6 сентября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

Инициатором концерта выступил дирижёр Владимир Юровский, который в последние годы плодотворно сотрудничал с Б. Тевлиным и возглавляемыми им коллективами. В концерте выступили Государственный академический симфонический оркестр России (ГАСО) им. Е.Ф. Светланова (художественный руководитель Владимир Юровский), Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижёр Александр Соловьев), Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Государственного музыкального центра (художественный руководитель и главный дирижёр Лев Конторович).

Boris-Tevlin

Борис Григорьевич Тевлин (1931 – 2012)

Пред началом концерта со словами о Борисе Тевлине выступили ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов и Владимир Юровский.

А. Соколов назвал Тевлина истинным созидателем. «До последних дней своей жизни он оставался в эпицентре музыкальных событий. В Московской консерватории он преподавал более полувека, много лет заведовал кафедрой хорового дирижирования, потом создал новую кафедру, направленную по своим замыслам, направленности и устремлённости в современность».

Ректор МГК зачитал письмо Родиона Щедрина, в котором тот назвал Б. Тевлина «выдающимся и пытливым музыкантом великим тружеником, педагогом и Учителем с большой буквы, блестящим организатором, верным и надежным другом».

Владимир Юровский в свою очередь поблагодарил Московскую консерваторию за то, что она с такой готовностью откликнулась на его предложение почтить память Бориса Григорьевича этим концертом. «Он являлся связующим звеном между поколениями и культурами. Он одинаковое внимание уделял и русской хоровой, и западной классической традиции, и современной музыке».

Их сотрудничество началось с выступления Камерного хора консерватории в Лондоне с концертом из произведений a capella Чайковского и участия в исполнении «Иоланты». «Потом в 2008 году мы сделали в Москве первое исполнение в России российскими силами «Рождественской оратории» Баха». В 2009 году хор приезжал в Лондон на фестиваль к 75-летию рождения Альфреда Шнитке. «Мы в Лондоне и Москве впервые исполнили его оперу «История доктора Иоганна Фауста», а в Лондоне была еще исполнена программа хора a capella из произведений русских композиторов ХХ века».

Потом была совместная программа концерта к 75-летию Геннадия Гладкова, а последним общим проектом стало первое исполнение оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный» в редакции Л. Атовмяна силами Лондонского филармонического оркестра, Камерного хора Московской консерватории и Госхора им А.В. Свешникова.

В. Юровский попросил слушателей воздержаться от аплодисментов после первых двух номеров программы: «Ave verum corpus» и «Масонской траурной музыки». «Мы послушаем тишину и вспомним Бориса Григорьевича Тевлина – артиста и человека».

Первым делом надо отдать должное составителям программы концерта, получивейся очень изысканной и нетривиальной. По крайней мере, два оркестровых сочинения были для подавляющего числа слушателей неизвестными, оба очень интересными и великолепно исполненными оркестром. Это «Элегия памяти Самарина» Петра Чайковского и «Cantus» Арво Пярта памяти Бенджамина Бриттена.

В начале второго отделения перед Реквиемом Моцарта В. Юровский сказал: «В жизни бывают удивительные совпадения. Сегодняшний концерт памяти Тевлина проходит в день рождения другого выдающегося музыканта, который много лет руководил оркестром, который сейчас сидит на сцене – Евгения Федоровича Светланова. Все исполнители сегодняшнего концерта посвящают его памяти двух выдающихся русских музыкантов: Бориса Григорьевича Тевлина и Евгения Федоровича Светланова».

Наиболее яркое впечатление в этом в целом великолепном концерте произвело исполнение Реквиема Моцарта под управлением Владимир Юровского. Его интерпретация Реквиема показалась наиболее интересной, слышанной мною как в живом исполнении, так и в записях. Мы привыкли слышать в Реквиеме сентиментально-розового Моцарта, а Владимир Юровский дал услышать Реквием трагическим, суровым и графичным.

Он исполнил его в несколько барочном стиле с минимальным вибрато у струнных, почти в аутентичной манере. Отсюда, вероятно, и несколько ускоренные темпы. Вся концепция, предложенная Юровским, в целом была цельна и убедительна. Очень хорошо в этот вечер звучал Госоркестр им Е.Ф. Светланова. С вокальной точки зрения хорошо выступили оба хора, но к ним остались претензии по поводу дикции, особенно при исполнении на латыни, хотя не все в порядке и при пении на русском языке. Мне кажется, что это проблема, которую художественные руководители должны будут решать в первую очередь.

Наиболее уязвимым местом концерта стали, как и ожидалось, солисты-вокалисты в Реквиеме. Солисты – это перманентная проблема живого исполнения музыки кантатно-ораториального жанра. Он предъявляет особые требования к исполнителям-вокалистам, и, как показывает практика, для концертного исполнения найти хороших вокалистов трудно.

В этом случае затраченные усилия не адекватны результатам: это одно – два выступления, тогда как в опере это всё же, как минимум, восемь, а то и больше. К тому же, хорошо выучив партию из популярной оперы, с ней можно плавно переезжать из театра в театр с минимальными усилиями. Партия вокально готова – нужно только приспособиться к режиссёрским фантазиям, которые, правда, подчас бывают непредсказуемыми.

В квартете солистов-вокалистов этого исполнения Реквиема Моцарта наиболее успешно показал себя тенор Алексей Неклюдов. Он единственный из вокалистов, к которому нет претензий. Ульяна Алексюк обладает хорошим, красивым, полным, но слишком оперным голосом, который совершенно не вписывается в стилистику камерного и ораториального жанров.

Красив голос у меццо-сопрано Дарьи Телятниковой, но он требует еще большой работы по его огранке, управляет им она пока неважно… К тому же, мне кажется, что Телятникова плохо представляла, что за музыку она исполняет. У баса Олега Цыбулько маловато подвижности голоса и к тому же не хватало низов, особенно в «Tuba mirum».

Высказанные замечания не снижают общего хорошего впечатления от концерта, который прошел под знаками высокого профессионализма и безупречного вкуса со стороны хоров, оркестра и дирижёра.

Памяти выдающегося хорового дирижёра Бориса Тевлина

I отделение

В.А. Моцарт – Мотет «Ave verum corpus», KV 618
– Масонская траурная музыка, KV 477
Исп: ГАСО им Е.Ф. Светланова. Дирижёр – Владимир Юровский
С. Танеев – Кантата «Иоанн Дамаскин», II «Но вечным сном…»
В. Калинников – Концерт для хора «Камо пойду от духа Твоего»
С. Рахманинов – Литругия Св. Иоанна Златоуста, 12 «Тебе поем»
Солистка – Мария Челмакина, сопрано
Исп. Камерный хор Московской консерватории. Дирижёр – Александр Соловьев
П. Чайковский – Элегия памяти Самарина (1884)
Исп: ГАСО им Е.Ф. Светланова. Дирижёр – Владимир Юровский
А. Архангельский – «Гласом моим ко Господу воззвах»
Н. Голованов – «Свете тихий», ор. 39 № 10
Исп: Академический Большой хор «Мастера хорового пения». Дирижёр – Лев Конторович
А. Пярт – «Cantus» памяти Б. Бриттена для струнных и колокола.
Исп: ГАСО им Е.Ф. Светланова. Дирижёр – Владимир Юровский

II отделение

В.А. Моцарт – Реквием для солистов, хора и оркестра, KV 626
Исп: ГАСО им Е.Ф. Светланова
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Российского государственного музыкального центра.
Камерный хор Московской консерватории
Солисты: Лауреаты международных конкурсов
Ульяна Алексюк, сопрано
Дарья Телятникова, меццо-сопрано
Алексей Неклюдов, тенор
Олег Цыбулько, бас
Дирижёр – Владимир Юровский

Москва, Большой зал консерватории
6 сентября 2012


.