В Москве прозвучало колоратурное сопрано редкой красоты

Конец столичного классического музыкального сезона 2012 года ознаменовался весьма любопытным концертом, который состоялся 16 июня 2012 года в Центре Павла Слободкина на Арбате.

Первое отделение было отдано фортепианной музыке. Большинство исполнителей в этот вечер составили ученики прославленного преподавателя Центральной музыкальной школы, профессора Анатолия Рябова. Этим концертом они отметили полное оправдание судом своего педагога, несправедливо обвиненного в педофилии.

svetlana-feodulova

Светлана Феодулова в Концертном зале Центра Павла Слободкина, 16 июня 2012.

Открыл концерт Вальсом № 10 Фредерика Шопена девятилетний Николай Варламов. Виртуозные «Семь блестящих вариаций на темы Россини» и Концертный этюд «La Leggierezza» Ференца Листа исполнили Ю Пел Ми (КНДР) и россиянка Арина Фарбер. Елена Красносельская блистательно, с великолепным вкусом сыграла фортепианную миниатюру Петра Чайковского «Размышление», которое стало музыкальной и эмоциональной кульминацией сольной части первого отделения. Виртуознейшая Ирина Чистякова, исполняя II и III часть сонаты № 2 Сергея Рахманинова, временами однако была несколько избыточна в динамике.

В завершение первого отделения колнцерта 15-летняя пианистка из Коста-Рики Даниэла Наварро в сопровождении Симфонического оркестра Центра Павла Слободкина под управлением своего художественного руководителя Ильи Гайсина весьма успешно и с шармом сыграла виртуозный Второй фортепианный Концерт Камиля Сен-Санса. Педагог остался доволен — одна из лучших молодых учениц Анатолия Рябова превзошла себя, став открытием музыкальной Москвы.

Но главной интригой вечера стало колоратурное сопрано Светлана Феóдулова, имеющая в своем вокальном арсенале как минимум «до» четвертой октавы. Ее вокальная техника интересна тем, что не включает в работу грудной резонатор, опираясь только на головной — это дает совершенно другую окраску звука. Таким вокалом в прошлом владели Луиза Тетраццини, Антонина Нежданова, Дебора Пантофель-Нечецкая, Милица Корьюс, Алла Соленкова.

В Москве, вероятно впервые за последние полвека, прозвучало настоящее колоратурное сопрано такой окраски и диапазона. Других певиц, использующих сегодня один лишь головной резонатор, кроме Феóдуловой, я не знаю. Если кто-то знает – буду благодарен за подсказку; сейчас же можно сказать, что Феодулова восстановила связь времён. В настоящее время является солисткой Пражской государственной оперы, в которой, в частности, поет партию Олимпии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

Её куплетами «Les oiseaux dans la charmille…» Феодулова и открыла второе отделение концерта, сразу обратив на себя внимание непривычной сегодня инструментальной окраской голоса. Более того, певица с великолепной фигурой и осиной талией исполнила эту весьма непростую в вокальном отношении арию… периодически поднимаясь на пуанты! Да и играла заводную куклу Феодулова блестяще.

Весьма интересно прозвучала Тема с вариациями для колоратурного сопрано и оркестра Георга Проха. Это сочинение крайне редко звучит в концертах ввиду весьма специфических требований к голосу исполнительницы, так же как и Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиера – вот бы в чём было бы очень интересно услышать Феóдулову.

Затем последовала знаменитая ария «с колокольчиком» из оперы Лео Делиба «Лакме», для которой очень походит окраска голоса певицы. Чуть менее удачно исполнила Светлана знаменитую арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта». У исполнителей этой арии, кроме хорошего верхнего, должны быть очень качественный серединный регистр, причем не должно быть «швов» между ними. А у Феодуловой это шовчик был слышен; впрочем, онисправляется и для Феóдуловой очевидно не является невыполнимой сложностью.

Есть еще одна проблема: при переходе из верхнего регистра в центральный голос автоматически пытается подключить грудной резонатор, который не сразу уходит при возвращении в верхний регистр — в этот момент голос поначалу теряет свои инструментальные качества. Да и восстанавливаются они не сразу и не без технических потерь. То же можно сказать и об исполнении арии Лючии из одноименной оперы Гаэтано Доницетти. Ттаким образом, над сохранением единого стиля и вокальной техникой есть еще над чем поработать.

Сенсационно прозвучала Ария Плава Лагуны Энрико Серра из к/ф Люка Бессона «Пятый элемент». В фильме для достижения высоких нот голос певицы подвергся цифровой обработке, а в концерте Светлана Феóдулова доходила до них без всякой электронной помощи — причём под оркестровую фонограмму без микрофона.

Исполненный на бис «Соловей» Алябьева – коронный для таких голосов номер, прозвучал у Феодуловой в целом, неплохо, если исключить начало, которое было позиционно не совсем точное. Но Светлана быстро собралась, и всё встало на свои места.

Весьма неплохо аккомпанировал Светлане Феодуловой оркестр Центра Павла Слободкина под управлении Илья Гайсина, который, чтобы дать отдых певице, с блеском исполнил увертюру Джоаккино Россини к опере «Сорока-воровка» и интермеццо из оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь».

«Вундеркинды и виртуозы», 16 июня 2012

Симфонический оркестр Центра Павла Слободкина
Художественный руководитель и главный дирижёр Илья Гайсин

I отделение:

Николай Варламов — Фредерик Шопен, Вальс № 10 cи минор, ор.69 №2 — ;
Ю Пел Ми — Ференц Лист, «7 Блестящих вариаций на темы Россини» S.149 —
Арина Фарбер — Ференц Лист, Концертный этюд № 2 фа минор «La Leggierezza»;
Елена Красносельская — Пётр Чайковский, «Размышление» из «18 пьес для ф-но, ор. 72 № 5;
Ирина Чистякова — Сергей Рахманинов, Соната № 2 си-бемоль минор, ор. 36, ч. II и III;

Даниэла Наварро — Камиль Сен-Санс, Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль минор. ор. 22.

II отделение:

Светлана Феодулова, колоратурное сопрано (Россия-Чехия)

Жак Оффенбах – куплеты Олимпии «Les oiseaux dans la charmille…» из оперы «Сказки Гофмана»;
Джоакино Россини – Увертюра к опере «Сорока-воровка»;
Лео Делиб – «Ария Лакме «С колокольчиком» из оперы «Лакме»;
Пьетро Масканьи – Интермеццо из оперы «Сельская честь»;
Генрих Прох – Тема с вариациями для колоратурного сопрано и оркестра;
Вольфганг Амадей Моцарт — ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»;
Гаэтано Доницетти — Арии Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур»;
Э. Серра – Ария Плава Лагуны из к/ф «Пятый элемент».

Бис: А. Алябьев на стихи А. Дельвига – «Соловей»

Концертный зал Центр Павла Слободкина
Москва, Арбат, 48
16 июня 2012 г.


.