Гимны имперской России на Фестивале оркестров мира

Заключительный концерт VII Фестиваля Симфонических Оркестров Мира, состоявшийся 11 июня 2012 года в Колонном зале Дома Союзов, вызвал большой интерес необычностью своей программы.

Он был посвящен 1150-летию российской государственности, победам России в 1612 и 1812 годах.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии и Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова под управлением Юрия Симонова исполнили почти все сочинения, бывшие официальными или неофициальными гимнами дореволюционной России. В программу не вошел только Марш Преображенского полка, который при Петре I и некоторое время после его правления звучали на дворцовых церемониях.

Очень оригинальная, красивая и по настоящему патриотическая идея концерта принадлежит его режиссеру, экс-советнику президента России по культуре, певцу Юрию Лаптеву. Его программа не вписывается рамки фестиваля, ориентированного на исполнение преимущественно симфонической музыки. Бóльшую часть программы составили хоры a capella и хоровые произведения с оркестром. Но именно этими сочинениями и был интересен концерт.

Официальным в дореволюционной России был признан только гимн «Боже, Царя храни!», музыку которого на слова Василия Жуковского сочинил князь Алексей Львов по указанию Николая I. Это сочинение типично гимнического характера на тожественной ноте завершило первое отделение, а под занавес концерта было исполнено на бис. При исполнении «Боже, Царя храни!» зал единодушно встал.

«Гром победы, раздавайся!» Осипа Козловского – несколько легкомысленный по ритмическому рисунку полонез был исполнен большим хором в сопровождении оркестра (нельзя не похвалить прекрасную аранжировку Кирилла Волкова), прозвучал полнокровно и величественно.

«Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, хоть и наделён ритмической уравновешенностью гимна, однако лишен гимнической торжественности и помпезности. Да и в тексте Михаила Хераскова Россия вообще не упоминается. Этот гимн скорее религиозный. Он воспевает не Россию, а Творца всего сущего — недаром его исполняют в протестантских богослужениях.

Все три гимна хор и оркестр исполнили слаженно, несмотря на сжатые сроки подготовки к концерту.

Очень интересно прозвучали в первом отделении два довольно древних для российской музыки хора a capella, сочиненных русскими царями: Иваном Грозным и Феодором Алексеевичем, старшим братом Петра Первого. Хор подготовил и исполнил их под управлением своего главного хормейстера Евгения Волкова, поскольку художественный руководитель Госхора им. А.В. Свешникова Борис Тевлин был болен. Этот концерт, как оказалось, стал одним из последних перед скорбной кончины своего художественного руководителя, скончавшегося 2 июля 2012 г., не дожив до своего 81-летия 10 дней.

Борис Тевлин был выдающимся хоровым дирижером. Три последние года он, кроме созданного им Камерного хора Московской консерватории, возглавлял Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова и за короткий срок сумел вернуть его на высокий профессиональный и художественный уровень. Хор с неизменным успехом стал выступать не только с собственными программами, но и принимать участие в исполнении ораториальных сочинений русских и зарубежных авторов, в концертных исполнениях многих опер. Новым художественным руководителем Госхора им А.В. Свешникова назначен Евгений Волков, ученик Б. Тевлина, который сам в свою очередь наследовал традиции А.В. Свешникова. Замечательно, что преемственность школы и верность традициям восторжествовали.

Второе отделение концерта открыла «Коронационная кантата» Александра Глазунова. В этом весьма интересном, несмотря на его официальный характер сочинении весьма удачно выступил квартет молодых певцов, трое из которых (солистка Большого театра Венера Гимадиева, Борис Радченко и Григорий Шкарупа) – бывшие и настоящие участники Молодежной оперной программы Большого театра, руководимой Дмитрием Вдовиным. Четвертая – Юлия Меннибаева – в настоящее время является его студенткой в Академии хорового искусства им. В. Попова и поет в «Новой опере».

Основная нагрузка при исполнении кантаты пала на сопрано, партия которого очень виртуозна и значительна по размерам. В. Гимадиева исполнила ее великолепно.

Любопытно было услышать целиком «Гимн свободной России» Александра Гречанинова — многие годы цитата из него была заставкой русскоязычной программы радио «Свобода». Но наибольший интерес во втором отделении концерта вызвали два проекта гимнов: РСФСР, автором которого волею судеб стал Сергей Прокофьев (слова Степана Щипачева), и СССР – Георгия Свиридова (слова Александра Твардовского). Проект гимна Прокофьева очень тактично и удачно оркестровал Кирилл Волков. Об этой работе он рассказал в своем монологе, который будет опубликован на Сlassica.fm.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением своего художественного руководителя и главного дирижёра Юрия Симонова в этом концерте показал свои лучшие профессиональные качества как в аккомпанементе хору, так и в собственно оркестровых фрагментах. Другое дело, что качественный диапазон исполненной музыки был велик: от высокопрофессиональной «Коронационной кантаты» Александра Глазунова до откровенно слабой и эклектичной «Торжественной увертюры на русские темы» Сергея Ляпунова.

Да и увертюра П. Чайковского «1812», что бы о ней ни твердила грезящая о новой империи власть и ностальжирующие по империи композиторы и музыканты, не относится, мягко говоря, к лучшим страницам его композиторского творчества. Лишний раз убеждаешься, что откровенно заказная музыка, неважно кем она заказывалась – монархами, князями, архиепископами к коронации или интронизации, или генсеками и отделами культуры ЦК КПСС к очередному съезду партии – редко бывает интересной и долго живущей. То же можно сказать и об опусах, напрямую не заказанных, но пытающихся попасть «в струю» современной автору власти. Как мне кажется, это равно справедливо по отношению и к великим композиторам, даже таким, как Моцарт или Чайковский.

В целом заключительный концерт VII Фестиваля оркестров мира произвел очень сильное впечатление своей подлинной, а не показной патриотичностью, замечательной атмосферой в зале и познавательным характером.

VII Фестиваль симфонических оркестров мира
1 – 11 июня 2012 года.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов

Концерт посвящен 1150-летию Российской государственности

Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова
Художественный руководитель – Борис Тевлин

I отделение
Царь Иван Грозный – Стихира на праздник Владимирской иконы Божией матери «Вострубите трубою» (Аранжировка Кирилла Волкова)
Царь Феодор Алексеевич – «Достойно есть» (Гармонизация Ивана Гарднера)
Исполнитель: Госхор им. А.В. Свешникова
Дирижёр – Евгений Волков

Милий Балакирев – «Русь», симфоническая поэма
Осип Козловский, слова Гавриила Державина, оркестровка Кирилла Волкова – «Гром победы, раздавайся!»
Сергей Ляпунов – «Торжественная увертюра на русские темы»
Дмитрий Бортнянский, слова Михаила Хераскова, оркестровка Кирилла Волкова – «Коль славен наш Господь в Сионе»
Цезарь Кюи – Ода «В честь 300-летия Дома Романовых» (слова Николая Боборыкина) для баса, хора и симфонического оркестра.
Алексей Львов, слова Василия Жуковского – «Боже, царя храни!»

II отделение
Александр Глазунов – «Коронационная кантата» для солистов, хора и симфонического оркестра. Слова Виктора Крылова.
Александр Гречанинов – «Гимн свободной России». Слова Константина Бальмонта, оркестровка Кирилла Волкова;
Сергей Прокофьев, слова Степана Щипачева, оркестровка Кирилла Волкова – Проект гимна РСФСР (первое публичное исполнение)
Георгий Свиридов, слова Александра Твардовского – Проект гимна СССР (1960-61 гг);
Пётр Чайковский – «1812 год» торжественная увертюра.

Исполнители: Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова
Солистка Большого театра, выпускница
Молодежной оперной программы Большого театра Венера Гимадиева, сопрано
Солистка театра «Новая опера»
Юлия Меннибаева (меццо-сопрано)
Участники Молодежной оперной программы Большого театра
Сергей Радченко, тенор
Григорий Шкарупа, бас

Дирижёр – Юрий Симонов

Колонный зал Дома Союзов
11 июня 2012 года


.