Запоздавший дебют Юрия Фаворина в Московской филармонии

Московская филармония представила в Камерном зале klavirabend Юрия Фаворина – одного из наиболее интересных молодых пианистов. Он уже активно выступает с сольными концертами за рубежом; 29 апреля 2012 года состоялся полновесный дебют на московской концертной эстраде.

Ранее я лишь однажды слышал выступление Юрия Фаворина, в рамках Парада молодых пианистов Московской консерватории 28 сентября 2011 года в Большом зале консерватории.

yury-favorin

Пианист Юрий Фаворин

Тогда он весьма удачно исполнил Сонату № 5 Самуила Фейнберга (1890 – 1962), который известен как пианист, но почти неизвестен как композитор. Соната Фейнберга показалась довольно интересной, хотя и несколько «вторичной» по стилю, явно находящемуся под влиянием Скрябина. Фаворин исполнил её изящно и красиво.

Это было тем более интересно, что молодому музыканту пришлось полностью самому выстроить интерпретацию этого сочинения, поскольку образцов его исполнения, вероятно, нет. Безупречно исполнил Фаворин в том концерте и четыре этюда Ор. 2 С. Прокофьева.

Запоздавший, дебютный для Московской филармонии klavirabend Юрия Фаворина получился более чем удачным. Перед слушателями предстал молодой, но вполне сформировавшийся музыкант со своим взглядом на мир, со своими убедительными конструкциями. В игре Фаворина отчётливо вырисовывается то, что он получил не только фортепианное, но и композиторское образование.

Соната Моцарта № 7 до мажор К. 309, исполненная фактически без педали, прозвучала весьма нестандартно, но вполне убедительно. Наименее традиционной показалась вторая часть Andante un poco adagio — отсутствие привычной кантилены, поначалу показавшееся странным, было вполне осознанным шагом исполнителя, позволило ему показать архитектонику этой части и мастерство Моцарта в построении внутренней формы пьесы.

Пианизм Фаворина прекрасно артикулирован — даже в быстрых пассажах у него не пропадает ни одна нота в обеих руках, все они идеально ровно проиграны. То же можно сказать про трели, форшлаги и другие украшения, исполненные мастерски, графично и очень точно. У пианизма Фаворина есть один общий признак – это поразительно чёткое и точное звучание левой руки, не уступающее в этих характеристиках руке правой, что встречается не так уж часто. Эту сонату Моцарта в исполнении Фаворина услышать бы не на тяжёлом Bösendorfer’е, с которым ему пришлось сражаться, а на хорошем рояле! Да и вся программа в целом тоже прозвучала бы ещё лучше и красочнее.

Замечательно прозвучала у Фаворина Первая соната фа-диез минор Шумана, где продемонстрировал богатство своей пианистической палитры. Ему удалось выстроить это сочинение по форме, что у Шумана всегда непросто. Здесь без педали обойтись он уже не мог, но использовал её весьма экономно, к месту, всегда оправданно и убедительно — а самое главное, вовремя снимал. Есть некоторая претензия к исполнению финала сонаты. В нём, на мой взгляд, был небольшой перебор в динамике и, как результат, излишняя жесткость. Вероятно, Фаворин не совсем точно соотнёс силу форте с размерами зала и упрямством рояля.

Сонату Шуберта си-бемоль мажор D. 960 Фаворин исполнил великолепно. Соната огромна по размерам (у Фаворина она звучала около 43 минут), тем не менее, ему удалось в течение всего этого времени удерживать внимание зала и выстроить её по форме, не сделав скучными так называемые «божественные длинноты» Шуберта, не опустив при этом ни одного повтора, заложенного в текст автором.

При этом Фаворин не злоупотреблял быстрыми темпами – они были соразмерны и убедительны. С первых же звуков шубертовской сонаты мы услышали совершенно иную палитру звучания инструмента по сравнению с шумановской сонатой и, тем более, с Моцартом. Как ни сопротивлялся Bösendorfer, Фаворин сумел совладать с роялем, насколько это вообще возможно по природе этого пыточного для пианистов инструмента. Даже в этих трудных акустических условиях Фаворин каждое из трёх сочинений программы играл своим, индивидуальным звуком.

В шубертовской сонате Фаворин продемонстрировал очень точное применение обеих педалей. Левая педаль играла роль не столько регулятора динамических оттенков piano, которых Фаворин добивается, в первую очередь, своим туше, сколько источника дополнительных красок в тембральной палитре рояля.

Блестящее исполнение на бис прелюдии Дебюсси «Ундина» показало нам ещё одну из граней дарования Фаворина – владение им и импрессионистической палитрой. Бис стал яркой точкой, завершившей клавирабенд Юрия Фаворина.

Юрий Фаворин, справка. «Музыкальный интеллект, непогрешимая техника и артистический суверенитет», – так оценила исполнительское мастерство молодого пианиста Юрия Фаворина западная музыкальная критика. Музыкант родился в 1986 году в Москве. В восемь лет был принят в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, где учился сразу по трём специальностям: по классу фортепиано у Лидии Григорьевой, по классу кларнета у Ивана Мозговенко, по классу композиции у Владимира Довганя.

В 2004 году Юрий поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс Михаила Воскресенского (фортепиано), которую окончил с отличием. Занимался также в классах Карэна Хачатуряна (композиция) и Александра Рудина (камерный ансамбль). В настоящее время – аспирант Московской государственной консерватории.

Юрий Фаворин — постоянный участник различных музыкальных фестивалей, таких как фестивали И.-С. Баха и О. Мессиана, «Стейнвэй-парада», Фестиваля фортепианной музыки «Gradus ad Parnassum», международных фестивалей современной музыки «Московский Форум» и «Московская осень», а также проекта Александра Гиндина «Квартет роялей». Успешно гастролировал в Германии, Австрии, Норвегии, Венгрии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии.

Много времени пианист отдаёт благотворительности, проводя концерты в пользу больных детей (Москва), детей – жертв войн (Вена) и инвалидов (Вена).
Музыкант – обладатель Первой премии Дьёрдя Циффры Фонда им. Д. Циффры (Вена, 2003) и диплома Министерства культуры РФ, а также лауреат всероссийских и международных конкурсов: Открытого международного конкурса композиторов-пианистов «Николай Рубинштейн и Московская композиторская школа» Ассоциации «Классическое наследие» (Москва, 1998), Первого юношеского конкурса пианистов им. Н. Г. Рубинштейна (I премия; Москва, 2001), им. Оливье Мессиана («Yvonne Loriod Prize» и Премия юному исполнителю-солисту Фонда музыкального творчества; Париж, 2007), им. Королевы Елизаветы (Брюссель, 2010) и других.

Юрий Фаворин, фортепиано. Филармонический дебют
Абонемент №143 «Романтические тетради»

I отделение

В. А. Моцарт (1756 – 1791) – Соната № 7 до мажор, К. 309

Allegro con spirito
Andante un poco adagio
Rondo
Р. Шуман (1810 – 1856) – Соната № 1 фа-диез минор, Ор. 11
Introduzione – Un poco adagio
Allegro vivace
Aria
Scherzo e intermezzo
Finale – Allegro un poco maestoso
II отделение

Ф. Шуберт (1797 – 1828) – Соната си-бемоль мажор, D. 960

Molto moderato
Andante sostenuto
Scherzo – Allegro vivace con delicatezza
Allegro ma non troppo

Бис: Клод Дебюсси (1862 – 1918) – Прелюдия «Ундина»

Камерный зал Московской филармонии
29 апреля 2012 года


.