Шедевра не вышло. «Сила судьбы» в исполнении Госкапеллы

Опера «Сила судьбы» была написана Верди по заказу Большого Каменного театра в Петербурге, и ее премьера состоялась там 10 ноября 1862 года. Позже в 1869 году Верди сделал для «Ла Скала» новую редакцию, которая сейчас и ставится по всему миру.

Её же использовал и Валерий Полянский для концертного исполнения со своей Государственной академической симфонической капеллой России 27 марта 2012 года в Доме музыки, 29 марта в Зале им. Чайковского и 2 апреля в Российском академическом молодежном театре. Я был на концерте в Зале им Чайковского.

«Сила судьбы», несмотря на популярность нескольких арий, не входит в число самых репертуарных в Москве и в России опер Верди. Любителям оперы известна ее блистательная постановка, после очень длительного перерыва в России осуществлённая Евгением Колобовым в Свердловском театре оперы и балета в 1979 году. Её даже привозили в Москву, где я её и слышал под его управлением. Не так давно её ставили в Большом театре, Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Новой опере.

Исполнение «Силы судьбы» Госкапеллой п/у Валерия Полянского трудно назвать успешным. Великолепная увертюра была исполнена весьма грубым и неинтересным звуком. Много некрасивого форте и никаких оркестровых оттенков. К сожалению, приходится констатировать, что звучание оркестра оставалось таким практически на протяжении всей оперы. Полянский не очень-то прислушивался к певцам и зачастую заглушал их. Это было тем более заметно, что большинство солистов, особенно в главных партиях, выглядели весьма бледно. Да и звучание хора было далёким от идеала.

При этом нельзя не отметить, что, несмотря на все проблемы с вокалистами, В. Полянский исполнил партитуру без видимых купюр. В этом главный положительный смысл этого конкретного исполнения.

Неплохо исполнили свои второстепенные партии бас Руслан Розыев (Маркиз Ди Калатрава), баритон Евгений Либерман (монах Фра Мелитоне), тенор Леонид Бомштейн (погонщик мулов Трабуко).

Елена Евсеева в главной женской партии – Леоноре – вокально-драматически в кульминациях была убедительна. Были неплохие, без особого напряга форте, красивые пиано, но они не сливались в единую вокальную линию с меццо-форте – не хватало легато, присущего итальянской вокализации, полного понимания итальянского вокального стиля и вкуса.

Исполнитель главной мужской партии дона Альваро тенор Олег Долгов не был успешен ни вокально, ни драматически. Он так форсировал голос на верхах, что пропадала вся его красота. У него тоже не хватало кантилены, даже больше, чем у Евсеевой. Так же плохо у певца стыковались регистры. И что самое опасное для сохранности голоса, особенно тенора, – он у Долгова «висит» на связках, что очень утомительно и для самого певца, и для вокально грамотного слушателя, обычно пропевающего без звука с певцами все партии, и если певец напряжен, то это передаётся и слушателю.

Те же претензии можно отнести и к меццо-сопрано Людмиле Кузнецовой в партии цыганки Прециозиллы. Оба они пели «открытыми» голосами. Баритон Михаил Дьяков в партии Дона Карлоса – брата Леоноры, в этот вечер, вероятно, был совсем не в голосе.

Огорчил бас Михаил Казаков в партии отца-настоятеля монастыря (гуардиано – это не имя собственное, как объяснил сидевший на концерте рядом со мной коллега по критическому цеху Игорь Корябин, а настоятель). Владеющий красивым, хорошо поставленным грудным басом, в этот раз Михаил Казаков звучал плоско и форсировал на форте плохо опёртый на диафрагму голос, из-за чего в этот раз у него не сработал грудной резонатор.

Справедливости ради нельзя не отметить, что, несмотря на все технические вокальные огрехи, Казаков по стилистике по манере был наибольшим «итальянцем» из всего состава – как вокального, так и оркестрового.

В одной из рецензий я высказал предложение организовать при филармонии театр оперных концертных исполнений, чтобы усилия при подготовке таких концертов, иногда немалые, не пропадали втуне и не ограничивались единственным исполнением. Так вот, в случае с исполнением Капеллой под управлением Полянского «Силы судьбы» Верди, я бы его сохранять не рекомендовал.

Джузеппе Верди. «Сила судьбы». Опера в концертном исполнении

Исполнители:
Солисты:

Маркиз ди Калатрава – Руслан Розыев (бас)
Леонора, его дочь – Елена Евсеева (сопрано)
Дон Карлос, его сын – Михаил Дьяков (баритон)
Дон Альваро, дворянин – Олег Долгов (тенор)
Падре Гуардиано – Михаил Казаков (бас)
Фра Мелитоне, францисканский монах – Евгений Либерман (баритон)
Прециозилла, молодая цыганка – Людмила Кузнецова (меццо-сопрано)
Алькальд – Игорь Лазарев (бас)
Трабуко, погоньщик мулов – Леонид Бомштейн (тенор)
Кура, служанка Леоноры – Виктория Смольникова (меццо-сопрано)
Хирург – Александр Егоров (бас)

Государственная академическая симфоническая капелла России,
художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Полянский.
К 20–летию Капеллы России и к 40-летию Хора Капеллы России.

Концертный зал им. П. И. Чайковского. Абонемент №12
29 марта 2012 года


.