Династия Стадлеров прирастает виолончелистом

Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах, базирующаяся в Кисловодске, кроме Зала им. Ф.И Шаляпина в Ессентуках имеет постоянную площадку в Пятигорске, в зале «Камертон».

Всего в распоряжении филармонии, являющейся третьей по величине после Московской и Санкт-Петербургской, имеются 10 залов с четырмя органами.

alexey-stadler

Виолончелист Алексей Стадлер

Симфонический оркестр Филармонии на КМВ имеет звание академического и относится к числу старейших — он был организован в 1895 году по инициативе тогдашнего ректора Московской консерватории Василия Сафонова. За почти 120-летнюю историю оркестра Филармонии на КМВ за его пультом стояли Михаил Ипполитов-Иванов, Александр Глазунов, Николай Малько, Александр Гаук, Николай Рабинович, Борис Хайкин, Константин Иванов, Юозас Домаркас и другие известные дирижёры.

В разные годы АСО возглавляли Павел Клочков, Александр Дембо, Юрий Симонов, Евгений Иоанесян, Сергей Власов, Валентин Нестеров, Юрий Кочнев, Конрад ван Альфен (Голландия), Александр Чернушенко. С 2010 года главным дирижером АСО Госфилармонии на КМВ является лауреат международного и Всероссийского конкурсов Станислав Кочановский, второй дирижёр – Заурбек Гугкаев.

24 февраля 2012 с программой, названной «Чешский романтизм», при участии этого оркестра в Ессентуках прозвучали сочинения Антонина Дворжака: сверхпопулярный Концерт для виолончели с оркестром си минор, Ор. 104 – солист Алексей Стадлер, и редко исполняемая Симфония № 7 ре минор, Ор. 70. Дирижёр – Заурбек Гугкаев. Исполнение сочинений, предваряли вступительные слова, со знанием дела произнесенные музыковедом Светланой Смолиной — они получились информативным и при этом не затянутыми и не перегруженными, да и дикция была на высоте.

Для нашего издания интрига самого концерта заключалась в имени солиста, Алексея Стадлера. Все хорошо знают скрипача Сергея Стадлера и его сестру — пианистку Юлию Стадлер. Виолончелист же с такой фамилией в Москве широкой публике пока не был известен. Алексей — их младший брат и достойный член талантливой музыкальной династии.

Виолончельный концерт Дворжака был исполнен солистом и оркестром весьма профессионально, интересно. В первую очередь стоит отметить, что солист и оркестр составили хороший ансамбль, хорошо слышали друг друга. Оркестр ни разу, даже на форте, не заглушил солиста — и в этом безусловная заслуга Гугкаева. Соблюсти динамический баланс было непросто, учитывая что инструмент, на котором выступал Стадлер — анонимная французская копия виолончели Амати начала XIX века — для Амати характерен мягкий, не очень сильный и массивный звук. Тем не менее, во всех tutti солист был прекрасно слышен.

Технически Алексей Стадлер оснащен превосходно и без видимых усилий преодолевал виртуозные сложности. На форте его виолончель звучала благородно, без скрежета, ему не было необходимости форсировать звук благодаря тактичному аккомпанементу оркестра.

Музыкальной кульминацией у солиста стала вторая часть концерта ‑ Adagio, ma non troppo — в этот вечер ему особо удались лирические, медленные фрагменты — они были великолепно «пропеты». Быть может, это определено свойствами инструмента, на котором играл А. Стадлер, звучанию которого ближе лирико-романтическая музыка. Вся стилистика исполнения точно соответствовала романтическому характеру музыки композитора, и можно с большой долей уверенности констатировать, что и без того наиболее сильный отряд из числа российских инструменталистов – виолончелисты, пополнился восходящей звездой. Хотелось бы услышать Алексея Стадлера и на столичных концертных площадках.

Интересно исполнил оркестр редко звучащую Симфонию № 7 Дворжак — это романтическое полотно удалось дирижёру. У него получилось вполне точно выстроить его форму, собрать музыкальный материал в одно целое. Есть некоторые претензии к интерпретации середины первой части — в разработке, как показалось, использовался излишне резкий и нарочитый ритм.

Можно отметить хорошо звучащие группы скрипок и альтов, а вот виолончелей явно не хватало — их было всего два пульта, что безусловно мало для этого масштабного симфонического полотна, да и для полноценного оркестра вообще. Ситуация не была связана с особыми обстоятельствами среди виолончелистов – их и по списочному составу всего пятеро. Да и четырёх контрабасов тоже было маловато. Возникает трудноразрешимая дилемма: сознательно сужать репертуар оркестра или идти на заведомые потери в интерпретации.

Уже общим местом стали претензии к группе медных духовых. Ну не могут они в российских оркестрах играть одним строем! Ни гражданские, ни военные оркестры. Зато очень хорошим музыкантом показал себя опытный литаврист А. Дмитриевский.

В целом Заурбек Гугкаев показал себя талантливым, серьезным и профессиональным дирижёром — у него красивый, пластичный и понятный жест. Он хорош и как аккомпаниатор солиста, и как чисто симфонический дирижёр. Можно только порадоваться, что Симфонический оркестр филармонии на КМВ, кроме своего титулованного главного дирижёра Станислава Кочановского имеет молодого, но высококлассного и одаренного второго дирижёра.

Алексей Стадлер родился в 1991 г. в Санкт-Петербурге. В возрасте четырёх лет начал заниматься на виолончели в классе профессора А.А. Лазько, продолжил образование в музыкальном колледже имени Римского-Корсакова (класс К.В. Кучерова). В настоящее время – студент Высшей Школы Музыки имени Ф. Листа в Веймаре в классе профессора В.Э. Шмидта.

Принимал участие в международных музыкальных фестивалях и мастер-классах в Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, США, России, Эстонии, Германии, Беларуси, Франции, Австрии. С ним регулярно занимаются Д. Герингас и Ф. Хельмерсон. Участвовал в мастер-классах Н. Гутман, Л. Харрела, А. Рудина и А. Князева. В 2010 г. – участник Академии Вербье в Швейцарии.

Лауреат международных конкурсов в Париже, I премия (2003), в Вене, Гран-При (2006). В 2009 г. в дуэте с пианисткой К. Способиной получил III премию на конкурсе камерных ансамблей в Италии. Удостоен высшей молодёжной награды «Звезда академика Д.С.Лихачёва» (2008). C октября 2011 г. Алексей Стадлер является стипендиатом фонда «Oscar und Vera Ritter-Stiftung» (Гамбург, Германия).

Алексей Стадлер регулярно выступает с сольными концертами в Малом Зале Санкт-Петербургской Филармонии имени Д.Д.Шостаковича. Выступал также с оркестрами Мариинского Театра, Санкт-Петербургской филармонии, Государственным оркестром Санкт-Петербурга, оркестрами Волгограда, Ярославля, Калининграда.

Академический симфонический оркестр филармонии на Кавказских Минеральных Водах (г. Кисловодск)
Солист – Алексей Стадлер, виолончель
Дирижёр – Заурбек Гугкаев

Антонин Дворжак (1841 – 1904)

I отделение. Концерт для виолончели с оркестром си минор, Ор. 104
Allegro
Adagio, ma non troppo
Finale. Allegro moderato

II отделение. Симфония № 7 ре минор, Ор. 70
Allegro maestoso
Poco adagio
Scherzo: Vivace – Poco meno mosso
Finale: Allegro.

Ессентуки, Концертный зал им. Ф.И. Шаляпина
24 февраля 2012 года.


.