Алина Подзорова и Кузьма Бодров – лауреаты конкурса композиторов

В Московской консерватории состоялся Второй международный конкурс молодых композиторов им. Н.Я Мясковского. Он проходил два дня, 20 и 21 февраля в Белом и Рахманиновском залах консерватории.

Лауреатами первой премии стали российские композиторы Алина Подзорова и Кузьма Бодров; третью премию разделили Анна Шатковская и гречанка Евангелия Тониа. Диплом финалиста вручён Наталье Прокопенко. II и IV премии решением жюри не присуждались. Денежные призы составили: сто тысяч рублей — I премия и шестьдесят тысяч — третья.

myaskovsky-competition-jury

Международное жюри поздравляет победителей конкурса / Фото: Денис Рылов.

Композиторский конкурс им. Н.Я. Мясковского учреждён Московской консерваторией с целью выявления и поддержки молодых авторов и популяризации написанных ими произведений. Партнёром консерватории является нефтяной гигант British Petroleum — вместе они несут все расходы по организации и проведеню мероприятия, – которое, разумеется, является некоммерческим. Решений выносило международное жюри.

Первый конкурс состоялся чуть более двух лет назад и был меньшим по количеству присланных и исполненных в финале сочинений — нынче было прислано 28 партитур. В 2009-м жанром, в котором соревновались молодые композиторы, было произведение для ансамбля до 15 инструментов. Вероятно это было связано с возможностью исполнения в финале, которое осуществил ансамбль «Студия новой музыки» Владимира Тарнопольского. В 2012 году таким жанром стал струнный квартет.

Выбор имеет ряд причин. Струнный квартет — наиболее академический, «рафинированный жанр». По мнению председателя жюри конкурса композитора Александра Чайковского, струнный квартет, — «интеллектуальная вершина профессиональной академической музыки. Квартет является заметной страницей в наследии Николая Мясковского, и он наиболее соответствует статусу главного музыкального образовательного учреждения страны. К тому же квартеты, к сожалению, сейчас не являются самым популярным жанром у композиторов» – посетовал Чайковский.

С ним согласен другой член жюри, польский композитор Кшиштоф Мейер: «Струнный квартет — это неповторимый ансамбль. В истории музыки не так много авторов, которые действительно серьёзно развивали его». Мейер удовлетворён присланными работами: «Есть жанр «конкурсного произведения» — те, что специально написаны для участия в конкурсе. Здесь, к счастью, такого нет». Ещё он уверен, что «конкурс — очень важное дело для молодых. Он даёт шансы исполнению, композитор становится известным».

Остальные члены жюри также довольны сочинениями, прошедшими в финал. По мнению Александра Чайковского, который участвовал в отборочном туре, как минимум «несколько квартетов очень неплохих». Сочинения написаны крепкими композиторами с выраженной индивидуальностью, убеждены члены жюри. «Все авторы разные. Все достаточно образованы и мастеровиты» — заверяет композитор Владимир Тарнопольский. То, что в последнее время появляется всё больше талантливых композиторов, подтверждает и Александр Чайковский: «Новое поколение вообще сильнее. Посмотрите, какие в последние годы появились роскошные пианисты, виолончелисты».

Большая часть выставленных на Конкурс им. Мясковского работ написана студентами самой Московской консерватории — это неудивительно в силу их большей информированности. Однако работы присылались из разных стран — Александр Чайковский уверенно говорит, что узнаёт в партитурах авторов из США, Италии. Все они присылались под псевдонимами, так же и исполнялись, так что интрига присутствовала до объявления результатов — кто стоит за псевдонимом, члены жюри не знали. Впрочем, тот же Александр Чайковский, по его же словам, узнавал руку некоторых московских авторов.

Другой член жюри конкурса, композитор Армен Смбатян, директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ посетовал, что конкурс слабо представлен национальными композиторскими школами быших стран СССР. «Мы стараемся найти формулу интеграции на постсоветском пространстве. Мы создали совет директоров консерваторий, работаем над тем, чтобы были созданы молодёжные симфонические оркестры. Я хотел бы, чтобы на следующем конкурсе были представлены композиторы стран содружества. Если нужна поддержка, наш фонд поддержит финансово и организационно» — заверил он.

С ним согласен латвийский композитор Юрис Карлсон: «Контакты между Латвией и рРоссией всегда были тесными. Моё участе в жюри — проявление нашей совместной культуры. Я завидую композиторам, которые будут исполнены и рад за слушателей. Что может быть лучше, чем слушать новую талантливую музыку?».

Кроме денежных призов, победителиКонкурса им. Мясковскогополучат возможность дать жизнь своим произведениям. Сочинения предыдущих победителей — японца Кентаро Нода и россиянки Анны Ромашковой не раз исполнялись в России и за рубежом. Звучали они в самой консерватории, в московской филармонии, на фестивале «Другое пространство». Конкурсное сочинение Анны Ромашковой «Студия новой музыки» Владимира Тарнопольского представляла на фестивале в Дармштате, скоро будут его играть в Кёльне. Произведения победителей конкурса 2012 года на средства Московской консерватории будет напечатаны и записаны на CD.

Сами организаторы удовлетворены проделанной работой. Как сказал профессор Московской консерватории Александр Бондурянский «Если конкурс прошёл удачно первый раз — это случайность. Второй раз это становится традицией. Сейчас мы в начале зарождения традиций. Если в результате конкурса появится не сколько значимых струнных квартетов, это будет очень значимо для музыкальной литературы».


.