Страсти по «Тоске» – знаменитая опера в Екатеринбурге

Одна из самых исполняемых опер мира – музыкальная трагедия Джакомо Пуччини – 17 января 2012 года на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.

tosca_ekaterinburg«Тоска» – шедевр итальянского веризма по одноименной драме 1887 года короля французских драматургов Викторьена Сарду. Премьера спектакля состоялась в Риме в 1900 году, однако была воспринята неоднозначно – без особого восторга. Спустя некоторое время творение композитора обрело славу удивительно красивой истории, полной отчаянных поступков и безумной любви.

С огромным успехом шла пьеса «Тоска» в исполнении Сары Бернар, когда ее увидел в миланском театре сам композитор. Пуччини был потрясен талантом актрисы и силой переживаемых ею эмоций. После переговоров с издателем он первым приступает к работе, опередив своих знаменитых современников, Верди и Франкетти, в воплощении того же замысла.

Образ главной героини претерпел значительные изменения: из дивы, считавшей грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, Флория Тоска превратилась в известную артистку и патриотку Италии. Согласно либретто, действие оперы сжато до практически одного дня. События, перевернувшие жизнь трех свободных друг от друга людей, заканчиваются смертельно пронзительным итогом для каждого. Неожиданная развязка в последней сцене – один из самых трагических финалов за всю историю музыкального театра.

Несовершенство сюжета, страдавшего отсутствием логических мотивировок поступков героев, неоднократно вменялось в вину Пуччини. Некоторые язвительные критики до сих пор отмечают недостаточную оригинальность мелодических идей, восходящих к предыдущим операм композитора, и звуковой сценический садизм (в особенности имеется в виду сцена пыток). Но и негативные черты выявляют несравненное мастерство автора, способного произвести глубочайшее впечатление своими нетрадиционными режиссерскими решениями, оставить след в сознании и душе искушенного зрителя. Пуччини постарался ввести действие в звуковую, световую, цветовую и нравственную атмосферу Рима начала XIX века. В этом и есть прелесть настоящего веризма…

Персонажи оперы словно хотят утвердиться любой ценой, сокрушая и попирая все, что им препятствует. В то время как в романтическом искусстве герой был абсолютным властелином внешнего мира, здесь именно последний давит на героя, требуя уважения к себе. Это равносильно удушью.

На пороге нового века «Тоска» не могла лучше знаменовать новый исторический и эстетический рубеж. Жестокость и похотливость Скарпиа, чудовищно порочного и при этом искреннего, светского человека и служителя власти; нежность Тоски, единственной женщины в опере, капризной и ревнивой, но, прежде всего, любящей, отважной; поэтичное простодушие, с каким художник Каварадосси привязан к жизни и ее радостям; очень искусное обрамление действия, которым поочередно служат церковь в праздничном убранстве, зал во дворце с соседней комнатой пыток, тюрьма и внутри ее карцер для приговоренных к смерти; сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и угнетения – все возвышается как некий надгробный монумент. Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками.

Музыка Пуччини придала плоть и кровь мелодраматическим фигурам Сарду, она ярко экспрессивна, порой экстатически возбужденна. В развернутых сценах свободно чередуются речитативные и ариозные формы, объединяемые детально разработанной оркестровой линией. В «Тоске» каждая из трех основных партий требует вокального и сценического мастерства, но при этом чрезвычайно благодарна для исполнителя.

17 января 2012 года на сцене Театра оперы и балета Екатеринбурга – Екатерина Нейжмак (Флория Тоска), Ильгам Валиев (Марио Каварадосси) и Юрий Девин (Барон Скарпья) в опере Джакомо Пуччини «Тоска». Дирижер – Павел Клиничев.


.