Молодёжная Академия стран СНГ завершилась концертом в Минске

8 октября в Белорусской государственной филармонии прошло торжественное закрытие Молодежной академии стран СНГ. Это событие приобрело статус ежегодного в рамках Международного фестиваля Юрия Башмета.

В этот вечер на одной сцене выступили участники Академии — педагоги и молодые артисты, которые получили уникальную возможность в течение недели почерпнуть ценнейший опыт из многолетней творческой практики маститых музыкантов.

academia bashmet 2011Первое отделение концерта, составленное из выступлений студентов Академии, стало своеобразным итогом подобного творческого обогащения. Открыл программу ансамбль ударных инструментов Молодежной академии — мощная энергетика «Пульса» Юрия Фатиенко в исполнении коллектива наполнила зал. Несмотря на короткие сроки сотрудничества, участники ансамбля играли слаженно, монолитно, словно единый организм — создалось впечатление, будто коллектив имеет концертную практику в таком составе.

Программа концерта в целом включала произведения камерно-инструментального жанра. В исполнении Нилуфар Мухиддиновой (скрипка, Узбекистан), Олеси Салистой (альт, Беларусь) и с Елены Вартазарян (фортепиано, Армения) прозвучали две пьесы Макса Бруха. Первую часть сонаты для альта Михаила Глинки представила слушателям московская альтистка Анна Никитина (партия фортепиано — Мария Тэтару, Молдова); сюиту для скрипки, кларнета и фортепиано Дариуса Мийо — скрипачка Екатерина Пукст, кларнетист Вячеслав Сочилович из Беларуси и украинская пианистка Дарья Дадыкина.

Вокальное искусство продемонстрировали Мери Мовсесян и Роман Лопес — в их исполнении прозвучали арии Верди, Аренского, Тиграняна и Пуччини. Своеобразной образно-эмоциональной аркой послужило выступление ансамбля ударных инструментов Молодежной академии – в завершение первой части концерта был исполнен зажигательный «Мексиканский танец» Партичелла.

Второе отделение открыли уже признанные мастера исполнительского искусства. Изысканно и грациозно прозвучала 1 часть сонаты Моцарта до мажор для скрипки и фортепиано. Скрипач, доцент МГК им. П.И. Чайковского, заслуженный артист России Александр Тростянский тонко, в собственной индивидуальной исполнительской манере передал сдержанную чувственность музыки эпохи галантного стиля. Отстраненность внешнего облика музыканта дала положительный эффект — не позволила «переключится» в сферу романтического настроения. Замечательный дуэт с Василием Лобановым, профессором Высшей школы музыки Кёльна, доставил истинное наслаждение публике. Весь трехчастный цикл прозвучал очень цельно и монолитно.

В завершении концерта было исполнено трио ля минор Йоганнеса Брамса для виолончели, альта и фортепиано. Это произведение уже звучало в рамках Академии два года назад, иным составом. Теперь шедевр немецкого классика вместе с Василием Лобановым исполнили Юрий Башмет (альт) и Дмитрий Яблонский (виолончель). Мастерство исполнителей раскрывалось в тончайшей динамике — перед слушателем разворачивался своеобразный риторический диалог: извечные вопросы альта и попытки ответа виолончели. Партия фортепиано в исполнении Василия Лобанова приобрела значение строгого наблюдателя, мудрого судьи, однако действие без него невозможно. Все четыре части прошли на одном дыхании. Между ними были эмоциональные переклички, и музыканты сознательно их акцентировали. На бис прозвучала первая часть трио – настоящая исполнительская удача!

Такое событие, как Международный фестиваль Юрия Башмета – явление уникальное. В этой связи хочется привести слова замечательного пианиста и дирижера Владимира Ашкенази: «Идея совместных выступлений молодых талантливых исполнителей и известнейших артистов нашего времени заслуживает большого внимания».