Оркестр «Русская филармония» открыл сезон с Дмитрием Юровским

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» открыл сезон 6 октября 2011 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки концертом под управлением Дмитрия Юровского.

dmitry-yourovskyЭто был дебют Юровского в ранге художественного руководителя и главного дирижёра этого оркестра, а впервые Юровский выступил с оркестром «Русская филармония» в марте нынешнего года.

Надо отдать должное новому главному дирижёру оркестра «Русская филармония», который за короткое время сумел вывести коллектив на совершенно другой, гораздо более высокий уровень. Это слышно и в выпуклом звучании отдельных групп, и в чистом звучании меди, и в четком едновременном вступлении струнных. Оркестр под рукой Юровского звучит очень мягко — это ответ на его мягкий, пластичный, но при этом ясный жест.

Всё это стало очевидным с первого номера программы – «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси — но здесь сама музыка предполагает такое звучание. У Юровского она получилась обволакивающей расслабленной и прихотливой; иногда озорной, каким и должен быть отдыхающий фавн. Музыкальная зарисовка получилась очень точная, ясная.

Иной, что не удивительно, стала «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, не вполне удачно исполненная солистом Евгением Божановым. Очень странно звучала — а вернее, не звучала левая рука. Её не было слышно, потому говорить о какой-то там артикуляции невозможно. Рапсодия изошла от Божанова вялой, безжизненной, без виртуозного блеска — по праву в ней заложенного; паганиниевской инфернальности не было и в помине. Дирижер, как мог, отступал, пытаясь не заглушить пианиста, но временами и это не помогало.

Интересно был интерпретирован знаменитый «Вальс» Равеля — в нём Дмитрий Юровский ушел от традиционного драматического прочтения этого сочинения и выявил более светлое, танцевальное — именно вальсовое начало. Тембр оркестра был выбран более радостный, чем обычно в этом «Вальсе», и прозвучало по-своему убедительно.

Такой же необычной стала сюита из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», где в эпизоде появления Жар-птицы явственно ощущалась реминисценция полета валькирий Вагнера. Это было сделано вполне нарочито, что Юровский подтвердил в беседе после концерта и даже продемонстрировал партитуру, где была сделана пометка: «Вагнер». Вся сюита позвучала живо и «вкусно», а «Поганый пляс» был исполнен на бис.

Рецензируемый концерт вселяет надежду, что под руководством Дмитрия Юровского московский городской оркестр поднимется до уровня республиканского и столица прирастёт еще одним качественным симфоническим коллективом – шестым по счету. Пока наша московская большая пятерка такова: ГАСО, Оркестр московской филармонии под руководством Юрия Симонова, БСО им. Чайковского, оркестр Большого театра, РНО — хотя и с оговоркой: в последнее время этот коллектив сильно сдал в качестве звучания. Время покажет, присоединиться ли к ним «Русская Филармония».

Московский международный Дом Музыки. Открытие сезона

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Художественный руководитель и главный дирижёр – Дмитрий Юровский

I отделение
Клод Дебюсси – Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»
Сергей Рахманинов – Рапсодия на тему Паганини, Ор. 43
Солист – Евгений Божанов, фортепиано (Болгария)

II отделение
Морис Равель – Хореографическая поэма «Вальс».

Игорь Стравинский – Жар-птица. Сюита из балета.
Вступление. Заколдованный сад Кощея и пляска Жар-птицы;
Игра царевен с золотыми яблочками;
Хоровод царевен;
Поганый пляс Кощеева царства;
Колыбельная (Жар-птица);
Исчезновение Кощеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование.

ММДМ, Светлановский зал,
6 октября 2011 года.


.