В Старой Руссе пройдёт фестиваль русской музыки

Министерство культуры Российской Федерации, администрация Новгородской области, администрация Старорусского района Новгородской области с 19 сентября по 1 октября 2011 года представят I Международный фестиваль русской музыки в городе Старая Русса.

Концерты фестиваля пройдут в Центре культуры «Русич» и в Картинной галерее краеведческого музея г. Старая Русса.

Музыкальные фестивали в исторических и культурных центрах, небольших городах с многовековыми культурными и историческими традициями, имеющими к тому же дополнительные бонусы в виде курортных условий или экологически благоприятных ландшафтных красот – сегодня широко распространенная в Европе и невероятно популярная концепция фестиваля.

В нынешнем музыкальном мире таких фестивалей великое множество – у любителей музыки на слуху названия оперного фестиваля в Савонлинне или фестиваля камерной музыки в Кухмо (Финляндия), фестивалей, проводимых Рихтером в Туре или Мартой Аргерих в Лилле (Франция), бриттеновского фестиваля современной музыки в Олдборо в Юго-Восточной Англии или фестиваля современной и классической музыки в курортном городе Челтенхэме в Юго-Западной Англии.

staraya russa

Старая Русса

Фестиваль русской музыки в Старой Руссе имеет все необходимые слагаемые для своего успешного проведения: при всей традиционности и распространенности, идея фестиваля, посвященного исполнению русской музыки сегодня в России, как это ни парадоксально, не использована со всей полнотой и успешностью, не реализована во всем своем огромном потенциале для дела воспитания нового поколения слушателей и поддержания жизни музыкальной культуры. Между тем, благородная идея возрождения русской музыки классического периода – ХIХ-ХХ века – силами высокопрофессиональных исполнителей-звезд мирового масштаба – это одна из самых актуальных задач современной культуры.

Фестиваль русской музыки в Старой Руссе собирается стать и станет длительным и планомерно развивающимся оригинальным проектом. Сегодня он собирает мировых звезд для исполнения классических – известных и неизвестных, забытых и заигранных шедевров русской музыки. В будущем он планирует привлекать к концертированию новых неизвестных исполнителей и находить новые произведения современных композиторов – как классиков, так и молодых и еще не известных широкой аудитории, для которых русская идея – это не этикетка, а глубоко продуманная и выстраданная концепция – определяемая любовью к родному языку, культуре, земле, вере – в конечном счете «кровью, что течет не только в жилах – но и из жил» (Ю.Тувим).

Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России пианист Владимир Мищук – личность, чей масштаб не только как исполнителя, но и инициативного и успешного общественного деятеля, организатора многих успешных проектов, в том числе многолетнего фестиваля «Просто друзья», мастер-классов, проводимых в Академической Капелле Санкт-Петербурга звездами мирового пианизма Фу Цонгом и Розалин Тюрек, известен во всем мире, а его авторитет от Петербурга и Москвы до Токио очень высок.

Мищук привлек к участию в фестивале артистов, которые действительно являются сегодня звездами отечественного и мирового исполнительского искусства, и такие же прославленные коллективы. Среди них: дирижер Николай Алексеев, скрипачка Лиана Исакадзе, пианист Валерий Кулешов, виолончелист Сергей Ролдугин, певица Елена Миртова, французский дирижер Эммануэль Ледюк-Баром, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр СПб филармонии, Балтийский камерный оркестр, французский пианист Франсуа Люмон, солистка Мариинской оперы Ольга Трифонова, арфистка Ирина Донская, солист Большого театра Петр Мигунов, солист Московской филармонии Игорь Федоров, солисты Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов. Их участие – само по себе гарантирует высочайший уровень события и огромный масштаб концертного мероприятия.

Интересна и продуманна программа, предложенная артистами и составленная художественным руководителем фестиваля Владимиром Мищуком. Ее замысел – представить широкую панораму симфонической, камерной, инструментальной, вокальной и оперной музыки России классического периода: от признанного всеми классика девятнадцатого века, основателя отечественной композиторской школы Михаила Глинки до классика второй половины двадцатого и начала двадцать первого века Бориса Тищенко – недавно ушедшего из жизни гениального петербургского композитора.

Конечно, достойное место в программе фестиваля занимают общеизвестные прославленные произведения Чайковского и Рахманинова: Четвертая симфония Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова – без них немыслимо представить себе полномасштабную панораму истории русской музыки, да и не нужно в погоне за оригинальностью пытаться это сделать. Эти произведения – вечные символы отечественного искусства в его выдающийся период – конца девятнадцатого и начала двадцатого века, в них воплотились все лучшие качества русской музыки – ее задушевная лиричность, драматизм, трагический размах и безоглядная смелость чувства. Наряду с творениями Толстого, Достоевского, Чехова эти произведения входят в золотой фонд отечественной культуры и потому привлекают все новые поколения интерпретаторов.

Великолепные условия проведения фестиваля обусловлены самим выбором места – уникального в историко-культурном, географическом, экологическом отношении. Расположенная в самом сердце России, неподалеку от валдайской возвышенности, на пересечении путей, связывающих деловую Москву и сегодняшний индустриальный Петербург с его автозаводами Toyota и Nissan, Старая Русса издревле была известна как город с особой судьбой и особым символическим значением в русской истории и культуре.

Еще во времена языческой древности именно здесь находился центр торгового пути «Из варяг в греки» и главный оборонительный рубеж – крепость, откуда вели оборону древние русичи. Само название города, как явствует из многочисленных исторических источников, дало и название всей территории – древней, еще докиевской Руси.

В 17 веке Старая Русса стремительно развивалась экономически, соперничая с Казанью, Ростовом, Великим и Нижним Новгородом как центр соледобычи. Новую жизнь городу дали открытые в начале 19 века источники минеральных вод, которые сделали Старую Руссу первым российским императорским курортом, построенным по образцу европейских немецких курортов Баден-Бадена, Бад-Вюртембурга, Бад-Эмса.

Здесь любили лечиться и отдыхать русские императоры – от Александра I до Николая II, и на время их прибытия сюда приезжал весь императорский двор – с великими князьями и княгинями, фрейлинами и фельдъегерями. Именно Старую Руссу избрал местом своего пребывания в 1870-х годах Федор Михайлович Достоевский. Он провел здесь летние сезоны 1872-1876 годов и, кроме того, не покидал Старой Руссы зимой 1874-1875 года, когда им был написан роман «Подросток».

В 1876 году Достоевский купил здесь двухэтажный деревянный дом с большим садом. Здесь были написаны «Братья Карамазовы», и до сих пор сохранились места, описанные в романе, например, «Дом Грушеньки». Сохранился и дом (ныне дом-музей) Достоевского, и здание церковно-приходской школы для бедных, которую после смерти писателя открыли на деньги, пожертвованные его вдовой.

Проведение фестиваля позволит не только активизировать музыкальную и культурную жизнь Старой Руссы, ныне районного центра Новгородской области, курорта всероссийского масштаба, но и создать неповторимый и не похожий на другие фестиваль, который обретет достойное место среди музыкальных фестивалей России и Европы.