18.06. Дневной тур Конкурса Чайковского в номинации «пианисты»

Сенгчжин Чо, Корея. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Юлия Чаплина. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Георгий Громов. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Прослушивания очередного дня первого тура Конкурса им. Чайковского в номинации «пианисты» началось как обычно в 13.00 в Большом зале Московской консерватории.

В дневной сессии перед жюри и публикой выступали Юлия Чаплина, Георгий Громов (Россия) и Сенгчжин Чо (Корея).

Юлия Чаплина, студентка Королевского колледжа музыки в Лондоне, ученица члена жюри нынешнего конкурса Дмитрия Алексеева сразу явно выделилась выбором программы, включив первым её номером «Чакону» Софьи Губайдуллиной. Выделяется Юлия и внешне — яркая, высокая светловолосая 23-летняя девушка в эффектном светло-бежевом, инкрустированном искрящимися камнями платье великолепного кроя. Это позволяло предположить о наличии хорошего вкусе, и, как оказалось, вкус у Чаплиной действительно есть — имеется ввиду музыкальный, разумеется.

Чайковский по-хорошему поэтичен, без экзальтации и лубочной картинности. Исполнение Гайдна также можно назвать образчиком неплохого вкуса в исполнении классицизма — с хорошим пианизмом, доброй долей элегантности. «Венгерская рапсодия» Листа и его «Пештский карнавал» были не столь выразительны. Всё, собственно, было сыграно без замечаний — где нужно энергично и мощно, где требуется — лирично, но пианистка не поразила особым виртуозным блеском, Листу безусловно, присущим, тогда как многие участники успели это сделать. Лист — хороший повод показать сверхвозможности пианиста. На нынешнем Конкурсе им. Чайковского, очень сильном по составу участников, это было почти обзательным. У Чаплиной такой виртуозной техники не проявилось.

Julia Chaplina

Юлия Чаплина. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Юлия Чаплина, I тур, рояль Steinway & Sons.

Софья Губайдулина – «Чакона»;
Пётр Чайковский – «Русское скерцо», «Колыбельная», «Русское скерцо»;
Ференц Лист — «Венгерская рапсодия» №9, «Пештский карнавал».

Георгий Громов — очередной сильный игрок, потенциально способный потеснить определяющихся фаворитов. Разумеется, фаворитов пока лишь в нашем представлении, поскольку мнение жюри — тайна за печатями. Собственный рейтинг Classica.FM среди пианистов мы опубликуем завтра вечером, по окончании выступлений всех музыкантов в первом туре — перед официальным объявлением результатов голосования жюри.

У Георгия Громова очень хорошая школа — он выпускник и аспирант Московской консерватории, ученик Элисо Вирсаладзе. Прекрасная техника, позволяющая решать даже бóльшие задачи, чем предоставляет выбор сочинений для Первого тура Конкурса им. Чайковского. Он интересен в любых произведениях, их интерпретациях и трактовках — до предела музыкальных, с отменным вкусом и мастерством. Пожалуй, пока лишь у него и Сары Данешпур был действительно выдающийся Гайдн — причём у обоих разный.

Если, слушая более молодых исполнителей, видя их огромный талант, мы можем лишь предполагать, каким фантистическим может быть результат при условии, если талант разовьётся и будет реализован, достигнув зрелого мастерства, то у Громова мы можем видеть этот результат. Георгий Громов — готовый артист, способный с успехом концертировать, раз за разом способный быть интересным публике с любой программой — в этом плюс его возраста и опыта. Без сомнения, это один из достойнейших претендентов на трёхлетний контракт лауреата в случае победы, и главное — готовый к такому контракту и способный его реализовать. При всех ярчайших талантах конкурса в этом смысле конкурентов у него почти нет.

Он джокер в колоде, к тому же выскочивший, как чёртик из табакерки. Имя Георгия Громова не на слуху, прежние его попытки пройти на этот конкурс были безуспешны — не проходил даже отборочный тур. По опыту прошлых конкурсов можно выделить тенденцию — при прочих равных качествах жюри отдаёт предпочтение более молодым исполнителям — Громову уже 30, и для него, как и 30-летнего Эдуарда Кунца, это — первый и последний Конкурс имени Чайковского. Георгий Громов — вторая крупная интрига нынешнего, XIV Конкурса, после Екатерины Рыбиной.

Georgy Gromov

Георгий Громов. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Георгий Громов, Россия, I тур, рояль Steinway & Sons.

Бела Барток — Сюита для фортепиано, соч. 14;
Йозеф Гайдн — Соната соль мажор;
Пётр Чайковский – «Времена года». «Март», «Апрель», «Май»;
Сергей Прокофьев — Соната №7 си-бемоль мажор.

Сенгчжин Чо (Seongjin Cho) — 17-летний представитель корейской школы пианизма, получивший в 2008 году I премию на юношеском конкурсе пианистов им. Шопена. Он успешно концертирует, в таком молодом возрасте успел выступить даже в Большом зале Московской консерватории.

Сенгчжин способен передать тонкие лирические образы, обладает виртуозностью, хорошей выученностью, но пока не лишённой недостатков — в напряжённых эпизодах чрезмерной педалью способен создать звуковую кашу, что сам не сразу замечает. Любит эффектно, но неоправданно постучать по клавишам на фортиссимо — эффект это, разумеется, создаёт обратный — хочется покинуть зал, поскольку выдержать такие мощные, но скомканные звуковые кластеры трудно. «Громко — значит, хорошо» – это про него.

В лирических эпизодах пианист преувеличенно затягивает темп — градации динамики и темпов контрастны настолько, что создают почти чёрно-белую картину восприятия музыки. Сенгжин безусловно талантен, у него уникальная техника и прекрасные данные, которыми сам он, вероятно, пока не научился управлять — по крайней мере, контролировать и сдерживать себя. Публика, впрочем, на внешний эффект его игры реагировала бурно, если не сказать — восторженно.

seongjin cho

Сенгчжин Чо, Корея. Большой зал Московской консерватории, 18 июня 2011

Сенгчжин Чо,  I тур, рояль Steinway & Sons.

Людвиг ван Бетховен — Соната №31 ля-бемоль мажор
Пётр Чайковский – «Думка», «Декабрь. Святки»;
Ференц Лист — Соната-фантазия «По прочтении Данте» из цикла «Годы странствий».


.