Петербург – белые ночи, испанская музыка, салют и футбол

В субботу 28 мая «Звёзды белых ночей» одновременно зажигались в двух столицах – официальной и северной. В московском Crocus City Hall заключительным концертом трёхдневных гастролей выступала балетная труппа Мариинкого театра, а в Санкт-Петербурге, новом Концертном зале Мариинки театра маэстро Гергиев представлял программу из произведений Николая Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и Эдуара Лало. Солировал скрипач Вадим Репин.

У музыкального вечера был испанский оттенок, хотя непосредственно испанских композиторов а программе не было. «Испанское каприччио» Римского-Корсакова не нуждается в представлении – это одно из самых известных произведений, мелодии которого угадываются даже далёкими от мира классической музыки людьми.

vadin repin

Скрипач Вадим Репин / Фото: mariinsky.ru

Написано оно было после посещения композитором этой страны, но что послужило музыкальным вдохновением – загадка. Сами испанцы тогда странным образом молчали, «испанскую музыку» писали тогда русские и французские композиторы, которые и заложили основу его характерного языка, взяв за основу лишь редкие сборники народных песен да наблюдения за странствующими музыкантами.

«Испанская симфония» француза Эдуара Лало была написана в 1874, когда композитору шёл шестой десяток – она и прославила его (кстати, в том же году другим французом была написана первая «испанская» опера – «Кармен» Жоржа Бизе). Исполненное Пабло Сарасате в 1875, эпическое 5-частное произведение угодило настроениям публики тех лет, падкой на национальный колорит; тем не менее, произведение пережило модный всплеск и поныне осталось в репертуаре скрипачей.

Симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса выбивается из испанского ряда, но и здесь есть объединяющий момент – как и в случае с Лало, наутро после премьеры он проснулся ведущим композитором Германии, достойным наследником Вагнера и Листа. Правда, тогда веймарскому капельмейстеру тогда шёл всего 26-й год. Козиме Вагнер, вдове одного гения и дочери другого произведение её протеже не понравилось – она не одобрила легкомыслия темы и ее воплощения.

Источником сюжета для Рихарда Штрауса по его уверению стали стихи меланхолика Николауса Ленау, окончившего земной путь в психиатрической лечебнице вследствие безнадежной и безответной любви к жене своего друга. Возможно, это лишь шутка композитора – известно, что сам Штраус иронизировал над романтиками, а его произведение наполнено жизненной энергией и торжеством, лёгкостью и блеском.

Заключительным номером концерта стало произведение, после которого не бывает бисов, – настолько исчерпывающим является его неизменно ошеломительная кода. «Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо» – писал Морис Равель в «Автобиографических заметках» о своём знаменитом «Болеро», вдохновлённая Идой Рубинштейн и ставшая источником вдохновения не для одного композитора.

Вот как прошла премьера «Болеро» 28 ноября 1928 года в Парижской опере, описанная очевидцем: «Слабо освещенная комната в испанской таверне. Вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец… Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Постепенно их захватывает наваждение ритма; они поднимаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление…». Потрясённые, расходились и слушатели из Концертного зала Мариинского театра.

В Петербург пришли белые ночи. В одиннадцать вечера также светло, как в Москве в восемь, и лишь к трём сумерки сгущаются до палитры поздних вечерних тонов. На улицах много молодёжи, Невский проспект оживлён не меньше, чем днём – Санкт-Петербург 27 и 28 мая с салютом отмечал день города. «Барселона» в этот вечер разгромила «Манчестер Юнайтед». Поводов для того, чтобы ощутить себя счастливым, было достаточно – каждый выбрал свой.


.