VIII Конкурс пианистов памяти Горовица подвёл итоги

Не секрет, что иногда дети учатся в музыкальной школе только потому, что так хотят их родители.

Но среди них всегда есть таланты, которые получают удовольствие от многочасовых занятий за инструментом и стремятся выйти на сцену, выступить, услышать восхищенные аплодисменты.

Именно такие исполнители с 28 апреля по 4 мая пытались покорить строгое жюри на IX Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Некоторые из них поразили глубоким пониманием классической музыки, несмотря на то, что не все доставали до педалей рояля.

bolai-cao

Болай Цао (Китай) – победитель Младшей группы Конкрса памяти Горовица в Киеве / Фото: Лидия Новохатько.

Конкурсные соревнования проходили в двух группах: «Горовиц – Дебют» и Младшая группа. В этом году пианистов от 6 до 14 лет судили пять членов жюри – Валерий Козлов, профессор НМАУ им. П. И. Чайковского (глава жюри); Валида Расулова-Сук, профессор Люси Мозес Скул в Нью-Йорке (США); Грэхем Скотт – заведующий фортепианным отделом Королевского северного колледжа музыки (Великобритания); Барбара Щепанска, профессор Высшей школы им. Р. Шумана (Германия) и Лев Шугом – народный артист Российской Федерации, ректор и профессор Саратовской консерватории им. Л. Собинова.

Первые музыкальные победы

Группа «Горовиц-Дебют» в Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица появилась в 2000 году. Этот конкурс проходит в один тур, в четырех номинациях («А», «В», «С», «D»). Группа «Горовиц-Дебют» создана с целью, как можно раньше найти талантливых музыкантов и способствовать их дальнейшему профессиональному росту.

Особенностью «Горовиц-Дебюта» в этом году стало то, что репертуар юных участников был сложным не только с технической, но и с художественной точки зрения. В программах участников можно было встретить произведения венских классиков, а также Шопена, Листа, Рахманинова, Прокофьева и украинских композиторов.

Среди победителей группы «Горовиц-Дебют» пианисты из разных стран: Никита Шестаков из Белоруссии (III место в номинации «А»), Джордж Кемпбелл из Великобритании (II место в номинации «А»), Арсений Мун (I место в номинации «С») и Дмитрий Циганов из России (IV место в номинации «А»), а также исполнители из Украины и Швейцарии.

Некоторые пианисты принимали участие сразу в нескольких номинациях группы «Горовиц-Дебют». Так, представитель Швейцарии Бюрки Симон собрал целую коллекцию дипломов: за I место в группе «А», II место в группе «В» и III место в группе «D». В исполненных им произведениях поражало звукоизвлечение, четкая артикуляция, точное отображенные музыкальных образов. Среди его репертуара запомнилось исполнение сочинения американского композитора А. Копленда «Кошка и мышка», которое в исполнении Симона прозвучало действительно ярко и эффектно. Конкурсант показал не только высокий уровень технического мастерства, но и умение быстро переключаться, создавая образную контрастность.

Участнику из Украины Никите Бурзанице, удалось завоевать два первых места в номинациях «В» и «D». Особенно удачно в его исполнении прозвучало произведение В. Назарова «Гефсиманская молитва», где конкурсанту удалось передать глубокий смысл и тонко прочувствовать одухотворенность произведения. Удивило мастерство, с которым он создал атмосферу умиротворения, окутавшую весь зал.

Нельзя было не поддаться обаянию, артистизму и непосредственности восьмилетней украинки Марии-Луизы Плешаковой. В «Вальсе» Чайковского из «Детского альбома» она не только продемонстрировала хорошую техническую подготовку (ведь она ученица нулевого класса), но и сумела передать воздушный, танцевальный характер пьесы. Талант, эмоциональность и светлую искренность, исходящую от этой участницы, отметили не только слушатели, но и члены жюри. Кроме диплома за II место в номинации «D», Мария-Луиза получила специальный приз за «Яркую индивидуальность».

Особого внимания заслуживает выступления пианистов в номинации «D». По условиям конкурса музыканты исполняли часть концерта для фортепиано с оркестром в сопровождении второго фортепиано. Победитель Никита Бурзаница выступил с оркестром на заключительном концерте в Национальной филармонии Украины. Пианист сыграл редко исполняемый концерт М. Скорика №1 и за это удостоился специального приза Министерства культуры Украины «За исполнение произведения украинского композитора».

Отметим, что иногда исполнительские возможности конкурсантов не соответствовали сложности выбранной ими программы. Но, несмотря ни на что, все участники показали хорошую подготовку, выносливость и сценическую выдержку.

Медали

Конкурсные соревнования участников Младшей группы проходили в три тура с более строгими репертуарными требованиями. Три тура конкурса – серьезное испытание для молодых музыкантов. Перед ними стояла непростая задача продемонстрировать техническую и эмоциональную выдержку на протяжении всех туров конкурса.

Одной из самых больших сложностей для исполнителей, стало умение быстро переключаться с одного произведения на другое, передавать стилистические особенности той или иной эпохи (репертуарные требования конкурса включают в себя произведения от XVII столетия и до современности).

Следует отметить, что у большинства участников лучше получалось исполнение романтической и современной музыки – именно в ней наиболее ярко раскрылась их индивидуальность. Классическая же часть программы, включающая в себя произведения композиторов эпохи барокко и венского классицизма, требовала определенной культуры звукоизвлечения, четкости изложения музыкальной мысли, соответствующей артикуляции, а также исполнительского опыта. Это было по силам далеко не всем.

Исключением стало выступление Болай Цао (Китай) – победителя Младшей группы. Он продемонстрировал высокое мастерство передачи музыкальных образов и стилей любой эпохи. Юного исполнителя уже можно назвать состоявшимся музыкантом. В его игре, помимо знаний, полученных на занятиях с педагогом, чувствовалась самостоятельность и свобода мышления. Китайский пианист талантливо выстраивает драматургию произведений, трепетно относится к извлечению звука, точно передает динамические оттенки. Хотелось бы отметить игру Болай Цао с оркестром во время исполнения произведения Моцарта KV 466, прозвучавшем в третьем туре конкурса.

Примечательным оказалось обязательное исполнение произведения украинского автора. Слушатели конкурса стали свидетелями многочисленных интерпретаций этих пьес, и особый интерес вызывали игра иностранных пианистов. Например, в одном из выступлений украинская народная пьеса была воспринята как музыка другой национальной культуры, в частности, японской. Но это стало своеобразной «изюминкой», которая вызывала улыбки на лицах слушателей.

Места в Младшей группе распределились между исполнителя из Китая, Украины и Японии. Так, первые три премии заняли китайские пианисты (Золотая медаль – Болай Цао, Серебряная медаль – Тянь Юань Лю, Бронзовая медаль – Ван Иньо). Третью премию с Ван Иньо из Китая поделила японская пианистка Мацуда Канон. Четвертое и пятое место заняли украинские пианисты (Катерина Хомякова и Алексей Канке).

Психологическая подготовка или рецепт успеха

Интересно, что на конкурсе работало независимое студенческое жюри, которое вручило свой приз юному швейцарскому пианисту Бюрки Симону. Председатель студенческого жюри Вера Левич отметила: «Я заметила такую интересную особенность, что наши участники, имеется в виду славяне, после выступления чаще всего расстроены, и даже иногда плачут. В отличие от них, представители европейской, а также китайской школы выходят счастливыми – они выступили, сами себя порадовали, они довольны своим исполнением. Чувствуется разный подход в обучении и подготовке к выходу на сцену, поэтому наши дети более скованы». В чем же причина столь различного настроения молодых музыкантов?

Дело в том, что во многом успех выступления участника определяет поддержка во время конкурса близких людей и, конечно же, педагога. И здесь большую роль играет цель, которую они ставят перед ребенком. Если поставленная цель – это обязательная победа в конкурсе, то возложенные на юного исполнителя надежды, и боязнь не оправдать их становятся огромным грузом, который он берет с собой на сцену. И именно такое чувство ответственности, которое влечет за собой скованность, часто мешает конкурсанту раскрыться и получить удовольствие от своей игры. Легкость же и искренность исполнения, непосредственный контакт со слушателем, свобода от посторонних мыслей и концентрация только на музыке – вот, что является залогом успеха и что в полной мере продемонстрировали конкурсанты, занявшие призовые места.

Многих слушателей волнует дальнейшая судьба этих одаренных детей. Хватит ли у них терпения и настойчивости для достижения главной цели музыканта – стать настоящим профессионалом? Конечно же, не все станут выдающимися концертирующими пианистами, и, возможно, выберут себе совершенно другую профессию, но соприкоснувшись с музыкой и сделав ее частичкой своей души, они навсегда останутся преданными этому искусству.

Надеемся, что для всех без исключения юных исполнителей участие в конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица станет стимулом к их дальнейшему профессиональному росту.

Екатерина Бондаренко, Виктория Мазур, Мария Кривчук, Татьяна Хрущева.
Киев, Украина.


  • Tina

    По некоторым нюансам высказываний мне показалось ,что Вас там не было.Вы написали статью не слыша исполнителей,опираясь на мнения украинских журналистов.