Дневник, 28 апреля – «Размышления после концерта»

Фестиваль «Русские вечера» и его действующие лица продолжают вести свой экскурс по страницам русской музыки. 28 апреля состоялся третий концерт, посвященный Антону и Николаю Рубинштейнам и Петру Ильичу Чайковскому.

Символично, что в этой программе встретились два представителя Московской и Петербургской консерваторий, которые по совместительству отвечают еще и за организационную сторону фестиваля – Елена Тарасова, автор идеи и руководитель фестиваля и гостья из Петербурга Галина Жукова, арт-директор петербургских программ. В концерте прозвучали пьесы Николая и Антона Рубинштейнов, посвященные Чайковскому, а также фортепианные миниатюры Петра Ильича. Выступление вызвало живой интерес публики и прошло с аншлагом, впрочем, как и открытие фестиваля, которое состоялось 18 апреля в том же концертном зале «На Кисловке».

По словам Елены Тарасовой, назначение этой программы цикла – рассказать о становлении профессионального музыкального образования в России, о ключевой роли братьев Рубинштейн в этом процессе, о дружбе с Чайковским. О сочетании исполнительской и административной деятельности участники концерта рассказали Classica.FM.

elena-tarasova-galina-zhuko

Елена Тарасова и Галина Жукова

Галина Жукова: Безусловно, совмещать тяжело. Чувствуешь себя героем поэмы Маяковского «Хорошо», который «землю попашет – попишет стихи». Но пока по-другому не получается. При этом исполнительские задачи никто не отменял, ведь именно на исполнительское имя организатора собирается большая часть публики. Так было, например, в концерте 28 апреля в зале «На Кисловке» – у Лены прекрасная, тонко чувствующая музыку, благодарная аудитория в Москве, перед которой мне было очень приятно выступать. А на концерте в Музее Глинки особенно порадовала детская аудитория, которая воспринимала музыку на одном дыхании. Их лица просто светились, когда они выходили из зала – значит, мы работаем не зря.

Я думаю, что можно сравнить организаторскую деятельность с дирижерской. Ведь известно, что, чем ярче и профессиональнее коллектив, тем больше усилий нужно приложить дирижеру, чтобы заслужить право быть услышанным. В ходе работы у каждого участника появляется своя зона ответственности, нарабатывается авторитет, основанный на целесообразности и результате его действий. Каждый в команде отвечает за то, что именно он может в данный момент времени выполнить лучше всего.

Мне кажется, что организаторство в области искусств, несмотря на некоторые рутинные моменты, – деятельность очень творческая. Если пианист прекрасно управляет музыкальным временем, умеет выстроить баланс и наладить творческое взаимодействие в камерном ансамбле – вполне естественно, что организовывать культурные события у него может получаться не менее успешно.

Елена Тарасова: Сочетание исполнительской и организационной деятельности – занятие непростое. Стараюсь всегда быть верной своим жизненным приоритетам – «основное – исполнительство, остальное – потом». В стадии разработки проекта такой подход реален, но во время проекта не раз возникают ситуации, требующие мобильных действий, решений, и, как следствие, переключения в иные, не исполнительские сферы деятельности.

Отказаться от исполнительской жизни на время проекта немыслимо – ведь это главное. Отказаться от организационной невозможно – проект должен развиваться. Такие ситуации и дилеммы возникают в фестивале очень часто, и их исход зависит даже не от первого лица проекта, его умений или неумений переключиться в административную сферу, а от людей, умеющих работать в команде, и, как правило, скромно стоящих в тени этих первых лиц.

Поэтому я хочу сказать особенно теплые слова в адрес тех самых скромных и замечательных людей, с которыми имела счастье встретиться в этом проекте. Прежде всего, это исполнительный директор фестиваля Мария Бакун, благодаря работе которой для меня становится возможным не только сочетание двух полярных видов деятельности, но и сохранение прежних приоритетов. С момента начала фестиваля на счету Марии немало подвигов, во многом определивших успешное развитие проекта. В «Русских вечерах» она проявляет себя как хороший организатор, талантливый музыковед, грамотный специалист, способный выделить из огромного количества материала те крупицы, которые необходимо представить слушателю перед исполнением того или иного сочинения и которые придают ее рассказу о программе особые штрихи. При этом не прекращается ее диссертационная работа – через месяц Марию ожидает предзащита работы по творчеству Франсиса Пуленка.

Сложилось так, что Галина Жукова – арт-директор петербургских программ, должна была провести в Москве всю прошлую неделю как участник двух московских программ. Каюсь, это мой просчет – накануне открытия петербургского цикла мы на целых семь дней лишили организационную группу северной столицы руководящего звена. Преклоняюсь перед волей и высоким организаторским мастерством PR-директора фестиваля в Петербурге Нины Москвиной! Подготовка первого старта, последняя неделя до назначенной даты – вот, пожалуй, самый сложный период подобных проектов, но он был блестяще пройден, несмотря на то, что фактически он получал свое воплощение силами одного человека – Нины.

Исполнительные продюсеры фестиваля Екатерина Гоголева (Москва) и Владимир Головачев (Петербург) также активно включены в работу. Екатерина занимается дополнительным концертом московской части фестиваля – он был объявлен в день открытия «Русских вечеров» и не анонсирован в общей программе. Владимир несказанно помогает создавать облик проекта. Разработка дизайна буклетов фестиваля, логотипа, создание информативного слайд-шоу – чудеса его рук.

Остается добавить, что наша работа ведется в режиме, близком к круглосуточному. Много задач, вопросов, идей, телефонных разговоров и отправленных e-mail’ов с новыми решениями… Надеюсь, все это не зря.

***

Елена Тарасова, фортепиано. Автор идеи и руководитель фестиваля. Родилась 16 мая 1984 года. Лауреат международных конкурсов, выпускница Московской консерватории (2007, аспирантура – 2010; класс профессора, Народного артиста РФ С. Л. Доренского и профессора, Заслуженного артиста РФ П. Т. Нерсесьяна; профессора, Народного артиста РФ Т. А. Алиханова /камерный ансамбль/, профессора, Заслуженной артистки РФ М. И. Кравченко /концертмейстерский класс/), солистка Концертного Филармонического Объединения «Москонцерт», участник программ Московской Государственной Академической Филармонии, преподаватель Московской консерватории, автор идей и руководитель ряда молодежных музыкальных культурно-просветительских проектов. Активно концертирует по городам России (более 60 городов); выступает с концертными программами, а также участвует в международных фестивалях за рубежом (Франция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Япония). Выступления Елены неоднократно транслировались в эфире радиостанции «Орфей».

Мария Бакун, музыковед. Исполнительный директор фестиваля «Русские вечера». Родилась 18 сентября 1984 года. Выпускница Магаданского государственного училища искусств (диплом с отличием). В 2008 году с отличием окончила историко-теоретический факультет Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора, кандидата искусствоведения Н. И. Дегтяревой). В настоящее время обучается в аспирантуре. В центре научных интересов — духовная хоровая музыка Франсиса Пуленка, по данной теме выпущен ряд публикаций. В составе хоровых коллективов Мария участвовала в молодежных концертных программах: Международный Баховский фестиваль (Санкт-Петербург — Энгер, 2004, хор Jungers Bach-Kollegium), концертные выступления в Санкт-Петербурге и городах Северо-Западного региона России (молодежный камерный хор Ex Libris, 2004-2008, руководитель С. Силаевский).

Екатерина Гоголева, журналист. Исполнительный продюсер фестиваля «Русские вечера». Родилась в Москве. Окончила Московский полиграфический колледж им. И. Федорова и Технический университет (до 1999 г. – Московский институт электроники и математики). Работала редактором в ряде московских издательств, в том числе в издательстве «Терра» в энциклопедической редакции. В журналистике с 2004 г. Автор более 500 статей на темы: художественные выставки, книгоиздание и библиофильство, музейная проблематика, кино.

Сотрудничает с журналами «Книжный клуб Книговек» (до ноября 2009 г. «Книжный клуб Терра»), «Музей», сайтом журнала «Русское искусство», кинопорталом РуДата, интернет-журналом «Эрфольг». Публикации в газетах Ex Libris, «Вечерняя Москва», «Музыкальный Клондайк», журналах «Русское искусство», «Детская Роман-газета», «Мир музея», «Искусство», «Роман-газета», «Artcouncil». Автор вступительных статей к каталогам художественных выставок. PR-директор Международных Московских выставок-ярмарок «Книга художника». Исполнительный продюсер музыкальных культурно-просветительских проектов «Концерт-монография „Евгений Светланов – композитор“» (2010 г.), «Русские вечера» (2011).

Cотрудник Фонда наследия художника А. Д. Тихомирова. Биограф и исследователь творчества А. Д. Тихомирова. Редактор сайта Фонда. Куратор выставок: «А. Д. Тихомиров. Живопись. Графика» (галерея «Новый Эрмитаж», 2008 г., Москва); «Темы театра и цирка в творчестве А. Д. Тихомирова» (МВЗ «Галерея А3», 2009 г., Москва); «А. Д. Тихомиров: Не иду дорогой всех…» (Государственный центральный музей современной истории России, 2010 г., Москва).
Библиография:

  • Е. Гоголева, И. Трубецкая. Ваш год рождения 1978. М., Анаграмма, 2008.
  • Е. Гоголева, И. Трубецкая. Ваш год рождения 1958. М., Анаграмма, 2008.
  • Е. Гоголева. Березовое Поднебесье. Были и небыли. М., Треугольное колесо, 2010.
  • Е. Гоголева. Реминисценции из произведений У. Шекспира в живописи и графике А. Д. Тихомирова // Сб. материалов международной Шекспировской конференции «Шекспировские чтения 2010». М., 2011.

Галина Жукова, фортепиано. Арт-директор фестиваля «Русские вечера» в Санкт-Петербурге. Лауреат международных конкурсов и фестивалей. Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс Заслуженного артиста РФ профессора О. Малова, Заслуженного артиста РФ С. Иголинского) и аспирантуру кафедры специального фортепиано (творческий руководитель – доцент А. Иванович). Старший преподаватель факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, приглашенный преподаватель на мастер-классах Российской Академии музыки им. Гнесиных «Международный фортепианный фестиваль «Руза» (арт-директор профессор Мария Гамбарян). Галина ведет активную концертную деятельность в России, США и Европе. Является исполнительным директором фестиваля «Время музыки: Fin de siecle» (Санкт-Петербург), креативным директором Центра современной академической музыки reMusik.org, а также арт-консультантом ряда петербургских коллективов.

Нина Москвина, скрипка. PR-директор фестиваля «Русские вечера» в Санкт-Петербурге. Родилась в 1981 году в Ленинграде. Лауреат I премии Регионального конкурса скрипачей в г. Иваново (1999 г.). В 2005 году с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «скрипка», а затем и аспирантуру в классе профессора А. Резниковского. Ведет активную концертную деятельность (соло, камерный ансамбль), участвовала в международных фестивалях в России и за рубежом. С 2004 года — артистка оркестра Мариинского театра. Организатор тематических концертов (в том числе, в фойе Мариинского театра). В 2009 г. Нина вошла в состав организационного комитета международного фестиваля «Три века классического романса». С 2010 года является консультантом по связям с общественностью арт-клуба «Книги и кофе» (Санкт-Петербург).

Владимир Головачёв, исполнительный продюсер фестиваля «Русские вечера». Родился в 1986 г. в Ленинграде. Художник, дизайнер, куратор выставочных и издательских проектов. Лауреат международных фестивалей. Член Ассоциации искусствоведов и АРТ-критиков (AIS), член Санкт-Петербургского союза учёных, член Санкт-Петербургского Философского о бщества. Арт-директор научно-просветительского журнала «Родник знаний», автор-организатор художественно-этнографического проекта «Карелия. Мифы и реальность», куратор Международного Фестиваля «Земля Калевалы». Выпускник Санкт-Петербургской школы искусств № 10 в мастерской члена Санкт-Петербургского союза художников Вячеслава Васильева (с отличием) и Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна по специальности художник-график (с отличием). Владимир работает в области живописи, книжной, станковой и компьютерной графики, графического дизайна. Его художественные работы находятся в частных и музейных собраниях в России и за рубежом.


.