«Трижды три». Фёдоров, Андрианов и Гиндин в ММДМ

Почему «Трижды три»? Ответ прост, как и формула таблицы умножения – три композитора, три произведения, трое исполнителей. Плюс три эпохи – от Брамса до наших дней.

Сочетание тембров кларнета, виолончели и фортепиано нравилось многим композиторам. Кларнетист Игорь Фёдоров, виолончелист Борис Андрианов и пианист Александр Гиндин отдали предпочтение трио Александра Цемлинского, Йоганнеса Брамса и нашего современника– итальянца Нино Рота. Программу из камерных откровений мастеров разных эпох они представят московской публике 22 апреля в Московском доме музыки.

«Трижды три». Игорь Фёдоров, Борис Андрианов и Александр Гиндин в ММДМ

Трио Йоганнеса Брамса написано в годы творческого расцвета немецкого романтика. Трио Цемлинского – автора, которому Брамс благоволил и оказывал протеже, создано в романтическом ключе 23-летним композитором. Музыка Цемлинского, популярная в конце ХIХ – начале ХХ вв., лишь сейчас, после периода забвения, снова входит в репертуар исполнителей.

ХХ век будет представлен сочинением Нино Рота – автора музыки к фильмам Федерико Феллини, Луиджи Висконти, Франко Дзеффирелли, Френсиса Форда Копполы. Его темы из «Крестного отца», «Ромео и Джульетты», «Аморкорда», «Ночи Кабирии» знает каждый; мало кому известно, однако, что у Нино Рота есть оперы, балеты, симфонии, камерные произведения, которые не уступают его киношедеврам.

Австрийский композитор и дирижёр Александр фон Цемлинский (1871-1942), родившийся в Вене, в этом ряду менее всего известен широкой российской публике, поэтому расскажем о нём подробнее. Он написал три симфонии (одна из них неоконченная), одну симфониетту, оркестровую сюиту и фантазию, восемь опер и множество других произведений. Брамс высоко оценил молодого автора и рекомендовал его произведения Симроку для печати, лично посетил премьерное исполнение Первой симфонии в 1893 году.

Цемлинский был активным участником музыкальной жизни Европы – дружил с Арнольдом Шёнбергом и даже породнился с ним – сестра Цемлинского, Матильда, вышла замуж за Шёнберга. Известности автора способствовал Густав Малер, дирижировавший премьерой оперы «Es war einmal…» в Хофтеатре в 1900 году. Альма Шиндлер, обучавшаяся у Цемлинского композиции, в 1902 вышла замуж за Густава Малера. Педагог был влюблён в ученицу, но под давлением со стороны её родственников, настаивавших на прекращении романтических отношений с композитором, получил отказ.

С 1911 по 1927 год он дирижировал в Пражской опере, в том числе и премьерой оперы Шенберга «Erwartung» («Ожидание»); в 1920 г. стал первым ректором открывшейся в Праге Немецкой академии музыки. Позже работал в Берлине под началом Отто Клемперера как дирижер в Kroll Opera. С ростом влияния нацистов Цемлинский в 1933 вернулся в Вену, где он не занимал никакой официальной должности, но продолжал писать музыку, концертировал и выступал в качестве приглашенного дирижера.

В 1938 году Цемлинский переехал в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк. В отличие Шенберга, в то же время перебравшегося в США и принятого с восторгом, Цемлинский в Америке не пользовался популярностью. Прекратив писать музыку, чувствуя себя забытым и никому ненужным, он много болеет и в 1942 году умирает от пневмонии. Согласно завещанию Цемлинского, его прах погребен в Вене – городе, который он всегда считал родным.

«Трижды три». Трио Брамса, Цемлинского и Рота

Александр Цемлинский – Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ор.3
Нино Рота – Трио для кларнета, виолончели и фортепиано
Йоганнес Брамс – Трио для фортепиано, кларнета и виолончели ор.114

Игорь Фёдоров, кларнет;
Борис Андрианов, виолончель;
Александр Гиндин, фортепиано.

Московский Международный Дом Музыки,
22 апреля 2011, 19.00


.