Зубин Мета – последний из могикан, великих дирижеров ХХ века на московской сцене

II Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве завершился двумя концертами 4 и 5 апреля с участием оркестра фестиваля «Maggio Musicale Fiorentino» под управлением одного из ведущих дирижеров мира Зубина Меты.

Зубин Мета (Zubin Mehta) родился 26 апреля 1936 года в Бомбее. Начал заниматься музыкой под руководством отца – скрипача и дирижера. В 1954–60 годах учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Ганса Сваровского, параллельно изучая композицию, игру на контрабасе и ударных, одновременно занимаясь дирижированием в музыкальной академии «Чигьяни» в Сиене (Италия) у Альчео Гальеро и Карло Цекки.

zubin mehta

Дирижёр Зубин Мета / Фото: Максим Блинов, Classica.FM

В 1958 году выиграл международный конкурс дирижеров в Ливерпуле. В 1959-м дебютировал как симфонический дирижёр с Венским филармоническим оркестром. В 1961-м, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Мета был назначен его художественным руководителем, став самым молодым дирижером, которому был доверен один из лучших оркестров мира, одновременно возглавив Симфонический оркестр Монреаля, с которым в 1962 году впервые выступил в Москве и Ленинграде.

В 1990 году Зубин Мета дирижировал знаменитым совместным концертом трёх теноров: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, состоявшимся в Термах Каракаллы в Риме. Из других исторических концертов – Реквием Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Боснии, разрушенной в ходе Югославских войн и Вторая симфония Малера, вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд. в 1999-м Тогда, в 1999, симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми он в это время руководил, – Израильским филармоническим и Баварским государственным, которые располагались друг напротив друга. Мета четырежды в 1990, 1995, 1998 и 2007 гг. дирижировал традиционным Новогодним концертом в Musicferrain – Золотом зале в Вене.

Знакомство Зубина Меты и Мстислава Ростроповича, которое переросло в дружбу, состоялось в первый его визит в СССР в 1962 году. В последний раз два музыканта виделись в Бомбее в 2000 году, на концерте в честь отца Меты, которому тогда исполнилось 92 года. Позже в России Зубин побывал ещё дважды – с Израильским филармоническим оркестром в 2002 и оркестром «Maggio Musicale Fiorentino» в 2003-м.

На обоих концертах нынешнего фестиваля Ростроповича с участием знаменитого маэстро был переаншлаг, несмотря на весьма недешевые билеты. В первый день программа была слегка изменена – вместо анонсированной увертюры к опере Моцарта «Свадьба Фигаро» была исполнена увертюра к опере Верди «Сила судьбы» – в память того, что эта опера была написана автором для Мариинского театра в Санкт-Петербурге. И исполнена увертюра была с большим вкусом –мягко звучали струнные, великолепно – медные.

Исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена пианистом Денисом Мацуевым было неровным: в удачном, не слишком быстром темпе и в разумных динамических границах была исполнена первая его часть; великолепно, в романтическом ключе пропето Largo; исполнение же финального Rondo показалось излишне брутальным, не все пассажи в достаточной мере артикулированы. Впрочем, при всех замечаниях общее впечатление осталось положительным.

Также хорошо прозвучал первый бис Мацуева – «Скерцо» из бетховенской сонаты №3 до мажор. Оно было исполнено очень изящно и благородно по динамике. А вот заигранный скрябинский Патетический до-диез минорный этюд ор. 8 №12 прозвучал шаблонно и при том несколько ходульно.

«Концерт для оркестра» Белы Бартока в целом был исполнен в едином ключе понимания его Зубином Метой. Оркестр звучал превосходно во всех группах, но Мета смягчил жесткую оркестровую фактуру одного из последних сочинений Бартока, написанного под влиянием Второй Мировой войны по заказу руководителя Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого. Кроме общей, довольно мрачной атмосферы сочинения (особенно его первых частей), об этом свидетельствует цитата в четвертой части одной из тем Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, которую Барток, кажется впрочем, не жаловал. В Концерте для оркестра не хватало мощного форте, которое Мета сдерживал своим рациональным жестом. Что дирижёру и оркестру безусловно удалось, так это показать разнообразие и виртуозный характер партий отдельных солистов и оркестровых групп, точность ансамблевых диалогов и богатую тембровую полифонию масштабной оркестровой фрески. Первый вечер Зубин Мета завершил на бис обещанной увертюрой к опере Моцарта «Свадьба Фигаро» и великолепным исполнением антракта из оперы Пуччини «Манон Леско».

Концерт 5 апреля открылся еще одной увертюрой к опере Верди, на этот раз к «Сицилийской вечерне». Что уж говорить – умеют итальянцы играть свою музыку. А вот симфония №41 «Юпитер» Моцарта была интерпретирована Зубином Метой рационально и весьма академично. И если говорить откровенно, то слушать симфонию в таком ключе было скучно. Не захватило и исполнение Первой симфонии Малера – действие в трех первых частях развивалось вяло, равномерно и малоконфликтно, что не очень соотносится с музыкой Малера, открыто эмоциональной, рефлективной. Лишь в четвертой и пятой частях появилось что-то похожее на нерв, или, как сейчас модно говорить, – драйв. Но в них уже и сама малеровская музыкальная ткань прорывается сквозь рационализм дирижёра Меты. Напоследок оркестр порадовал слушателей бисом – Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Любимая итальянская мелодия была исполнена великолепно – без всяких оговорок.

Критика, впрочем, исходит из того, что пишется в отношении очень авторитетного, знаменитого дирижера. Каждого музыканта, и не только музыканта, надо мерить его собственным аршином. Аршин, применяемый к Зубину Мете, велик – он последний из могикан, великих дирижеров ХХ века. Уровень профессионализма его и оркестра высочайший. Сегодня фигур такого масштаба больше не просматривается. О молодых говорить еще рано, а среди музыкантов среднего возраста – провал! Распалась связь времен, и будет ли восстановлена, Бог весть.

Второй Международный фестиваль им. Мстислава Ростроповича
4 апреля 2011 года, Концертный зал им. П.И. Чайковского

Джузеппе Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»
Людвиг ван Бетховен – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, ор. 37 (1800)
Бэла Барток – Концерт для оркестра sz.116, BB 123 (1943)
Амадей Моцарт – Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (бис)
Джакомо Пуччини – Антракт из оперы «Манон Леско» (бис)
Людвиг ван Бетховен – Скерцо из фортепианной сонаты №3 до мажор, ор 2 №3 (бис)
Александр Скрябин – Этюд ре-диез минор (Патетический) Ор. 8, №12 (бис)

Симфонический оркестр фестиваля «Maggio Musicale Fiorentino»
Дирижёр – Зубин Мета
Солист– Денис Мацуев, фортепиано

Второй Международный фестиваль им. Мстислава Ростроповича – закрытие
5 апреля 2011 года, Концертный зал им. П.И. Чайковского

Джузеппе Верди – Увертюра к опере «Сицилийская вечерня» (1855)
Амадей Моцарт – Симфония № 41 «Юпитер» до мажор, KV 551 (1788)
Густав Малер – Симфония №1 «Титан», ре мажор (1884)
Пьетро Масканьи – Интермеццо из оперы «Сельская честь» (бис)

Симфонический оркестр фестиваля «Maggio Musicale Fiorentino»
Дирижёр – Зубин Мета


  • Dina D. Meyer

    Была на репетиции оркестра и Д. Мацуева за 2 часа до концерта … Д.М. приходилось на этой 1-й совместной репетиции прогонять Бетховена прерываясь раз 15…. а сам оркестр, только что прилетел… в общем “с корабля на бал”… поэтому неудивительно, что ожидания слушателей были неудовлетворены, исходя из той высокой планки, на которой позиционирует себя и оркестр и Д.М., как исполнители… Не вижу в том 100% вины их, скорее нужно ломать установившиеся в последние годы традиции среди менеджеров наших Талантов экономить на ночи в гостиннице для них, заставлять репетировать в последний момент… и 1 раз… и это в Москве… и это для концертов в БЗК и в КЗЧ… как заезжих гастролеров … такое чувство, что эти бюрократы от музыки или не понимают всей специфики своей работы (а это не только зал, время, самолет и выручка.. есть еще человеческий фактор исполнителя и слушателя) или не уважают ни своего клиента, ни слушателя….
    Один известный скрипач для выступления в Москве за свой счет прилетает на сутки раньше концерта, т.к. не может наплевательски относиться ни к своему таланту, ни к музыке, ни к публике…. и выходит на сцену.. и играет.. и ни одного провального исполнения… но это не должно быть его проблемой… нужно формировать особую культуру музыкального рынка классической и акад. музыки… как и музыкально и этически грамотных критиков. Статья мне очень понравилась…спасибо автору.

  • Менеджеры тут )
    О какой экономии вы говорите, когда проект стоит намного больше, чем можно вернуть с выручки с билетов? Гостиница стоит 700-800 тыс. рублей в день.

    Может просто сказать спасибо, что оркестр удалось привезти? На это ушло год переговоров и работы.
    Прилетели они накануне днём, всё нормально.

  • Я бы добавил к статье, что концерт 4 апреля был Абонементный концерт Московской Филармонии.
    Но это заметили только абонементодержатели..

  • Ibragimov Rinat

    Боже мой, Зубина Мету вписали в ряд величайших дирижёров….последний из могикан….
    Мельчают вкусы

  • Sergey

    Спасибо за статью, но называть Мету последним из могикан как-то преувеличенно: забыты такие могикане 20 века (слава Б-гу, благополучно перешедшие в 21 век) как Марис Янсонс, Клаудио Аббадо, каждый из которых, даже меряный тем аршином, которым автор меряет Мету, никак ему не уступает, что, кстати Мета и сам мне как то говорил при встрече в Тель-Авиве… Приводя биографические сведения, автор не упомянул (надеюсь, что по забывчивости, а не по незнанию) также такой важный факт, что Мета – второй после Караяна дирижер, имеющий пожизненный контракт с оркестром (Караян имел этот контракт с Берлинской Филармонией, а у Меты такой контракт с Израильским Филармоническим). При полном и безусловном уважении к автору, хотелось бы все-таки видеть более информированный и осмотрительный уровень критики на таком уважаемом сайте..