Юрий Башмет: « Если бы не было МДМ Банка, мы бы приехали очень скромно»

На второй день Зимнего фестиваля искусств в Сочи его артистический директор Юрий Башмет провёл расширенную пресс-конференцию в «Маринс Парк Отеле».

Вместе с руководством центрального и региональных отделений МДМ банка, генерального спонсора фестиваля, рассказал журналистам о том, как готовился и будет проходить нынешний, четвёртый по счёту форум искусств в Сочи.

Юрий Башмет и команда МДМ банка / Фото: Игорь Стомахин.

Юрий Башмет и команда МДМ банка / Фото: Игорь Стомахин.

За прошедший год Юрий Башмет провёл фестивали своего имени ещё в нескольких городах, провёл вторую сессию Академии в Минске, воплотил проект «Шесть Бранденбургских концертов» Баха в один вечер, сыграл в Нью-Йорке написанный для него Андре Превином двойной концерт с Анне-Софи Муттер, бывшей супругой Превина на вечере, посвященном 80-летию американского дирижёра, пианиста и композитора. Были и другие премьеры – концерт для альта с оркестром Алексея Рыбникова и его же двойной концерт для альта и виолончели – это не упоминая «обычные» концерты.

Нынешний фестиваль – особенный. Каждый год он прирастал новыми событиями и к четвёртому году существования перерос рамки музыкального. «Такой концентрации творческих событий, которую мы имеем в этом году в Сочи, нет ни у одного фестиваля в России» – заявил на пресс-конференции директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко. Из Италии прилетел знаменитый современный композитор Джованни Солима – для того, чтобы сыграть на виолончели Концерт Шумана. Ожидается участие в фестивале Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, известнейшего французского скрипача Рене Капюсона и многих других знаменитостей.

«Сочинский я вижу в перспективе как самый крупный российский фестиваль искусств, который не базируется в столице. Мне кажется, что Сочи может претендовать на фестиваль, равный по значению Эдинбургу, Зальцбургу. Но для этого нужно, чтобы город приветствовал не только цветами» – заметил Башмет. «Кроме любви и желания, кроме телеграммы, которую я был рад получить от губернатора, реальной помощи ни от него, ни от города нет. Есть душа и любовь, а помощи нет».

Замечание обоснованное – при бюджете фестиваля более 23 миллионов рублей реальную помощь оказали «МДМ Банк», взявший на себя 70% затрат, Оргкомитет «Сочи-2014» и Министерство культуры РФ. «Но Министерство культуры участвует в сильно сокращенном варианте. Выделено в три раза меньше, чем в прошлом году. Там, видимо, внутренние неувязки, потому что министр, наоборот, увеличил помощь, и у меня есть соответствующее письмо. Но пока оно спустилось вниз, результат получился в три раза меньше. Если бы не было МДМ Банка, мы бы, наверное, всё равно приехали, но приехали очень скромно. И всего того, что мы перечислили, просто бы не было».

Помощь банка культурному событию в Сочи – осознанный выбор в пользу культуры. Особые отношения банка МДМ с классической музыкой начинаются со звонка в банк. «Я как-то позвонил в МДМ, в приёмную. Услышал «Пожалуйста, подождите». А пока я ждал, играло моё любимое произведение – фа минорная Фантазия Шуберта» – рассказал журналистам Юрий Башмет. «Так что теперь можете послушать любимую классическую музыку, просто позвонив в банк» – пошутил руководитель МДМ Банка Сергей Тимофеев. Специально к этому событию банк выпустил эксклюзивную банковскую карту с символикой фестиваля.

Сочинский Зимний выделяется в ряду семи других фестивальных проектов Юрия Башмета – «Декабрьские вечера» в Москве, фестивали в Ярославле, Минске, Хабаровске, Новокуйбышевске, на Эльбе в Италии, – прежде всего динамикой роста. Он уже не вмещается в существующие помещения – Органный зал и сцену знаменитого Зимнего театра, в строгом смысле не являющегося акустическим концертным залом, а учитывая темпы его роста, задолго да начала Олимпиады 2014 резервы качественного роста будут исчерпаны. В Сочи невозможно поставить оперу, исполнить крупные симфонические произведения с хором. Необходимость строительства нового большого концертного зала для всех очевидна, но решения до сих пор нет.

Разумеется, инициатива должна исходить от властей в Сочи. На временные сцены и сооружения в рамках олимпийской культурной программы планируется потратить 900 миллионов рублей – эта фантастическая сумма равна почти половине бюджета на постройку нового зала. Фестиваль способен подарить южному городу новое лицо, репутацию одного из мировых культурных жемчужин. Это несёт и экономические выгоды – многие небольшие города Европы, разрушенные после войны, встали из руин и стали известными и приобрели лицо именно благодаря фестивалям.

Бюджет фестиваля Вербье во Франции огромный, – в позапрошлом году составил около 6 миллионов евро – при этом у артистов, которые туда приезжают, гонорар очень заурядный, и это ещё мягко говоря. Его хватает на то, чтобы спокойно там проживать, ни в чём не стесняясь, но это не является серьёзным заработком. Однако это уникальное место, где вместе могут собраться исполнители, которых невозможно просто так позвать на гастроли. «Если я позову Марту Аргерих на свой фестиваль, она скажет – да, конечно! Давай через 2 года? У неё есть свой фестиваль в Японии, она приглашала, но и я не всегда мог. А Вербье – уникальное место, которое всех нас может объединить» – говорит Башмет.

Надеемся, что в России таким городом станет Сочи – таким он уже фактически становится. Горожане проголосовали за фестиваль ногами – все концерты прошли при аншлаге, желающих Зимний театр вместить не смог. Остаётся ждать реакции администрации. Ремонт городских коммуникаций, который нынче, похоже, является приоритетным для муниципальных властей – дело важное и нужное, но о культуре забывать не нужно. Иначе можно увязнуть на уровне канализации.


.