Динара Алиева – сольный концерт в Московской филармонии

Солистка Государственного академического Большого театра России Динара Алиева 4 декабря 2010 года дала сольный концерт в Концертном зале им П.И. Чайковского в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Дмитрия Юровского. Концерт прошёл в рамках абонемента №14 Московской филармонии «Российские звёзды мировой оперы».

Динара Алиева обладает красивым, сильным и полным драматическим сопрано. Она артистична и эффектна, свободно держится на сцене. Её вокал естественен и органичен, во всех регистрах Алиева поёт свободно, без напряжения. Можно отметить лишь некоторые проблемы с нижним регистром, в котором ее голос звучит чуть слабее, но без напряжения.

Динара Алиева, сопрано

Следует отметить, что хотя выбранный Алиевой репертуар для концерта 4 декабря составляли оперный хиты, все они были сложны в исполнении, тем более подряд. Даже паузы во время оркестровых фрагментов не очень-то облегчали задачи певицы. Многого стоит хотя бы исполнение подряд двух арий из оперы Верди «Трубадур», с которых Алиева начала программу. Это имело и оборотную сторону – поскольку голос певицы, по-видимому, не был еще распет (что чаще всего бывает именно в концертных выступлениях вокалистов), в начале Сцены и арии Леоноры «Tacea la notte… Di tale amor» из I действия он несколько «качался». К середине арии это стало менее заметно, а ближе к концу и вовсе исчезло. Та же ситуация повторилась в арии Леоноры «D’amor sull’ali rosee» из IV действия, но здесь стабилизация произошла ещё быстрее.

Ария Чио-Чио-сан «Un bel di vedremo» из II действия оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в целом была исполнена хорошо, за исключением заключительных нот, в которых Алиева на форте в высоком регистре была резковата. В завершение первого отделения хорошо прозвучала ария Леоноры «Pace, pace mio Dio» из IV действия оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы», как бы замкнувшая круг, начатый увертюрой к этой опере.

Лучшим и в первом отделении, и во всем концерте можно считать исполнение Алиевой арии Тоски «Vissi d’arte» из II действия одноименной оперы Джакомо Пуччини, в которой полностью раскрылись все возможности ее голоса и актерского таланта. Голос Алиевой звучал свободно и красиво, «качания» уже не было вовсе.

Во втором отделении оперные арии были исполнены певицей в полную силу уже хорошо распетого голоса. Очень хорошо прозвучала ария Франчески «О не рыдай, мой Паоло» из оперы Сергея Рахманинова «Франческа да Римини»; исполнение же романса Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне…» не стало удачей. Певица не смогла быстро перестроиться с оперного вокала на камерный, что, к сожалению, происходит с большинством оперных артистов: её голос был слишком «открыт» и звучал излишне громко для романса. Сыграло роль перегруженная оркестровка фортепианной партии, сделанная Евгением Светлановым, а дирижёр Дмитрий Юровский не смикшировал ее за счет уменьшения динамики в оркестре. Второй романс, «Здесь хорошо», прозвучал лучше – и у Алиевой, и в аккомпанементе оркестра.

Свой актерский темперамент Алиева ярко продемонстрировала в песне Сильвы «Heia, in den Bergen…» из одноименной оперетты Имре Кальмана, исполненной на венгерском языке, что непросто в виду его сложности и непривычности. Успех Динара Алиева утвердила двумя бисами: «Песней матери» Антонина Дворжака и Колыбельной из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.

Хорошо показал себя дирижёр Дмитрий Юровский, с которым Алиева выступает не впервые – он великолепно дирижировал всеми симфоническими фрагментами концерта. Особо хотелось бы отметить «Интермеццо» из оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» – уже с увертюры было слышно, что у Дмитрия Юровского установился хороший контакт с НФОР, который чутко откликался на жест и музыкальный посыл. Очень хорош Юровский был и в аккомпанементе, – оркестр не заглушал солистку. Дмитрий Юровский показал, что ему, кроме оперы, подвластна стихия и стиль оперетты. Прекрасно звучал и Национальный филармонический оркестр России – его группы были хорошо сбалансированы и звучали мягко.

* * *

Динара Алиева дебютировала в Большом театре в партии Лю («Турандот» Пуччини) в 2009 году. Она закончила Бакинскую академию музыки в 2004 году, а её нынешний репертуар включает главные партии для сопрано в операх Верди, Пуччини, Чайковского, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Луиза» Шарпантье и «Фауст» Гуно, «Искатели жемчуга» и «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Паяцы» Леонкавалло.

Певица исполняла главные партии в постановках Михайловского театра в Санкт-Петербурге (Виолетта, «Травиата» Верди, 2008г.), Бакинского оперного театра (Виолетта, «Травиата» Верди, 2008, Элеонора («Трубадур») Верди, 2004, Мими («Богема») Пуччини, 2008г.), Штутгартского оперного театра (Микаэла, «Кармен» Бизе, 2007г.), Большого театра (Розалинда («Летучая мышь») И. Штрауса). Участвовала в концертном исполнении «Травиаты» (партия Виолетты) в Большом концертном зале в Салониках (Thessaloniki Concert Hall), посвященном 30-летию со дня смерти Марии Калласс. Динара принимала участие в юбилейных гала-концертах Елены Образцовой в Большом театре России (2008г.) и в Михайловском театре в Санкт-Петербурге (2009г.). В день памяти Марии Каллас 16 сентября 2009 г. в концертном зале «Мегарон» в Афинах Д. Алиева исполнила арии из опер «Травиата», «Тоска», «Паяцы».

Динара Алиева является лауреатом международных конкурсов: Бюль-Бюля (Баку, 2005), Марии Калласс (Афины, 2007), Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2007), Франческо Виньяса (Барселона,2010), «Опералия» (Милан, Ла Скала, 2010).

Абонемент №14 «Российские звёзды мировой оперы»

Солистка Государственного академического Большого театра России
Динара Алиева, сопрано.
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Спиваков
Дирижёр – Дмитрий Юровский

Программа:
Джузеппе Верди (1813 – 1901)
Увертюра к опере «Сила судьбы»
Сцена и ария Леоноры «Tacea la notte… Di tale amor» из I действия оперы «Трубадур»
Ария Леоноры «D’amor sull’ali rosee» из IV действия оперы «Трубадур»

Джакомо Пуччини (1858 – 1924)
Интермеццо из оперы «Манон Леско»
Ария Чио-Чио-сан «Un bel di vedremo» из II действия оперы «Мадам Баттерфляй»
Ария Тоски «Vissi d’arte» из II действия оперы «Тоска»

Пьетро Масканьи (1863 – 1945)
Интермеццо из оперы «Сельская честь»
Джузеппе Верди
Ария Леоноры «Pace, pace mio Dio» из IV действия оперы «Сила судьбы»

Антонин Дворжак (1841 – 1904)
Песня Русалки «Mĕsiĕku na nebi hlubokém» из I действия оперы «Русалка»

Александр Даргомыжский (1813 – 1869)
Увертюра к опере «Русалка»

Сергей Рахманинов (1873 – 1943)
Ария Франчески «О не рыдай, мой Паоло» из оперы «Франческа да Римини»
Романс «Не пой красавица при мне…» Стихи А.С. Пушкина
Романс «Здесь хорошо…» Стихи Г. Галиной

Иоганн Штраус (1825 – 1899)
Увертюра к оперетте «Цыганский барон»

Имре Кальман (1882 – 1953)
Песня Сильвы «Heia, in den Bergen…» из оперетты «Сильва»

Бисы:
Антонин Дворжак – «Песня матери»
Джордж Гершвин (1898—1937) – Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Концертный зал им. П.И. Чайковского
4 декабря 2010 года, суббота


.