Юбилейный концерт РНО под знаком двуглавого орла

Российский национальный оркестр отметил свой 20-летнй юбилей 5 ноября 2010 года на сцене зала им. П.И. Чайковского.

Концерт прошёл под управлением двух разных, во многом противоположных по стилю дирижёров – Кента Нагано, играющего с РНО уже 14 лет, и своего создателя – художественного руководителя и главного дирижёра Михаила Плетнёва. Это первая ассоциация с двуглавым орлом.

Mikhail Pletnev

5 ноября 2010 года, Концертный зал им. П.И. Чайковского

Первое отделение было отдано Кенту Нагано – он открыл юбилейный вечер бетховенской увертюрой «Леонора №3», исполненной с венским изяществом. В последующей симфонической поэме молодого Рихарда Штрауса «Дон Жуан» яркие вспышки будущего адского пламени, прорывавшиеся из нутра главного музыкального героя, переплавлялись в обворожительные скрипичные соло, символизирующие обольстительные приемы севильского соблазнителя, в мастерском исполнении концертмейстера РНО Алексея Бруни. Не менее чувственно прозвучал солирующий гобой Ольги Томиловой.

В заключение первого отделения прозвучало «Болеро» Равеля, и здесь Кент Нагано упрочил звание мастера формы. Дирижёр выстроил безупречно гладкую линию звучания оркестра, которая ни на миг не искривилась. От чуть слышных звуков барабана (Илья Мелихов) до tutti fortissimo финала с его истерическими восклицаниями оркестра Нагано сумел выдержать идеально ровный ритм. В силу свойственного рационализма дирижёра исполнению не хватило заключенной в самой идее сочинения, нагнетаемой в течение всей пьесы инфернальности, разряжающейся во взрывном, разнузданном по замыслу автора финале, где исступленно ровный ритм в заключительных тактах ломается. У Нагано ломка происходит не безудержно, а вполне управляемо. Но как интеллигентно звучит под руками американского дирижёра оркестр! Как точно соотносятся его группы! Это ценно само по себе – РНО на сегодня безусловно самый рафинированно-интеллигентный российский симфонический коллектив.

Когда во втором отделении за дирижёрский пульт стал Плетнев, музыканты заиграли совершенно другим звуком. Не хуже, но иначе, и это тоже показатель профессионализма коллектива, который может откликнуться на волю дирижёра и играть так, как тот требует. Плетнев великолепно сделал «Путеводитель по оркестру для молодёжи» (Вариация и фуга на тему Пёрселла) – сначала мощно прозвучала пёрселловская тема, которая не раз возвращалась в проведениях; затем начался парад оркестровых групп. Вот где проявилось их мастерство: ни одна группа не стремилась выделиться, играя громче. Это было пиршество звуковых красок, далеко вышедшее за рамки стремления показать свойства инструментов. Вспомнилась феллиниевская «Репетиция оркестра», где каждый инструмент устами музыканта говорил о своей уникальности. Оркестр играл ярко, вдохновенно, передавая эстафету от группы к группе.

Вторым номером плетневского выступления стала его «Джаз-сюита», написанная в 2009 году по заказу Оркестра итальянской Швейцарии. Поначалу её появление в программе насторожило: вспомнился юбилей трехлетней давности, 50-летие самого Михаила Плетнева – тогда концерт был составлен только из его собственных сочинений. Все услышанное не произвело сильного впечатления, даже Юрий Башмет исполнением альтового концерта не смог спасти положения. Однако в этот раз «Джаз-сюита» без юбилейных натяжек порадовала, и даже повеселила. Во-первых, совершенно неожиданно РНО продемонстрировал хорошее, обычно малодоступное большинству симфонических оркестров владение джазовой стихией. Полномасштабный симфонический оркестр поймал «кураж» и свинговал, как заправский биг-бэнд. Во-вторых, «Джаз-сюиту» было интересно слушать:  партитура оказалась легкой, изящной, колоритной и при этом остроумной.

Плетнев-композитор в джазовом стиле препарировал «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» Чайковского, «стук судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, голливудскую киномузыку, и даже Чижика-пыжика. Зал взрывался хохотом, слыша знакомые цитаты в джазовом прочтении. Эти «приколы» напомнили времена студенческой молодости, когда я учился в вечерней музыкальной школе. По окончании занятий мы с будущим композитором Марком Минковым и с Борисом Фрумкиным, блестящим джазовым пианистом, ныне руководителем камерного джазового оркестра им. Олега Лундстрема садились в какой-нибудь свободный класс и импровизировали. Борис в джазовом стиле (до сих пор помню его пьесу «Черный жемчуг»), а Марк смешил уморительными переходами от одной классической цитаты к другой.

В заключение юбилейного концерта произошел поворот на 180º – на бис Плетнев с оркестром торжественно, даже помпезно, исполнили «Славянский марш» П.И. Чайковского, написанный в 1876 году. В нём композитор использовал три сербские темы и единственную русскую – государственный гимн тогдашней России «Боже, царя храни!», которую в советские времена меняли на глинковское «Славься». Первым оркестром, который вернул «Славянский марш» в авторскую редакцию, 20 лет назад стал именно РНО – с тех пор это его визитная карточка. Так оркестр определил название рецензии – еще более очевидная ассоциация с двуглавым орлом.
Этот скромный по сроку юбилей (20 лет для оркестра – юношеский возраст) радостно праздновали и оба дирижёра, и оркестр, и слушатели. Причем именно последние, заполнившие под завязку зал им. Чайковского, были наиболее непосредственны и искренни.

Концерт к 20-летию Российского национального оркестра

I отделение
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – Увертюра «Леонора №3», Ор. 72b
Рихард Штраус (1864 – 1949) – Симфоническая поэма «Дон Жуан», Ор. 20
Морис Равель (1875 – 1937) – «Болеро», соч. 1928 г.
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Кент Нагано

II отделение
Бенджамин Бриттен (1913 – 1976) – «Путеводитель для оркестра для молодёжи» (Вариации и фуга на тему Пёрселла), Ор. 34
Михаил Плетнёв (1957) – «Джаз-сюита» , соч. 2009 г.

  • 1. Прелюдия
  • 2. Блюз
  • 3. Бурлеск
  • 4. Финал

Бис: Пётр Чайковский (1840 –1893) – «Славянский марш», Op. 31

Российский национальный оркестр
Дирижёр – Михаил Плетнёв

Концертный зал им. П.И. Чайковского
5 ноября 2010 года


.