Валентин Урюпин и Филипп Копачевский в абонементе «Молодые таланты»

Два музыканта выступили на сцене зала им. Чайковского в абонементе «Молодые таланты» – кларнетист Валентин Урюпин и пианист Филипп Копачевский.

Играли они 27 октября 2010 года в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова (ГАСО) под управлением Александра Слуцкого. В начале концерта оркестр весьма достойно исполнил увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Затем, в первом отделении Валентин Урюпин сыграл Концерт Амадея Моцарта для кларнета с оркестром ля мажор, КV 622. Кларнетовый концерт – позднее сочинение композитора, это последний его инструментальный концерт: номер по Köchel – 622, у Реквиема – 629.

moscow philarmonic

Московская филармония

Как и все последние сочинения Моцарта, концерт непрост в интерпретации; Урюпину удалось его исполнить блистательно не только по технике, но по смыслу и форме. Даже в крайних, быстрых частях, Урюпину донёс до слушателя некоторую задумчивость или даже «грустинку», заложенную в эту музыку автором. Про Adagio и говорить не приходится – в нем было море лирики и размышлений. Как всегда, поражет дыхание кларнетиста – оно кажется нескончаемым. Заметить, когда Урюпин берет вдох, не получается – это позволяет ему добиться великолепной кантилены.

Стоит отметить, что у Урюпина сложились хорошее взаимопонимание с дирижером и оркестром. ГАСО под управлением А. Слуцкого аккомпанировал Урюпину весьма удачно, но особенно ярко это проявилось на piano, – учитывая, что на сцене был полный симфонический, а не камерный состав. Оркестр звучал прозрачно и чисто, не подавляя солиста даже на форте.

Не менее интересным было и выступление во втором отделении совсем молодого пианиста Филиппа Копачевского. Ему всего 20 лет – редко кому удается в таком возрасте справиться со Вторым фортепианным концертом Брамса, одним из сложнейших в своем жанре – и по мысли, и по технике. Копачевский не просто справился, а сделал это блестяще. Успех мог быть предсказуем после великолепного исполнения музыкантом в прошлом сезоне Сонаты си минор Листа, тоже уникальной в своем жанре. Уже тогда поразило музыкальное и смысловое понимание сложнейшей музыки 19-летним юношей. Исполнением Второго фортепианного концерта Брамса Копачевский подтвердил свое реноме не только технически подготовленного, но и мыслящего музыканта, владеющего формой сложных сочинений. В игре пианиста отсутствовало нарочитое оригинальничание, интерпретация была самобытной.

С первых аккордов Копачевский привлек внимание неспешным темпом исполнения и основательностью звучания рояля, который звучал мощно и при этом красиво, без ненужного громыхания – и сумел сохранить настроение на протяжении всего концерта. Оравданно была использована правая педаль.

Трудно выделить какую-то из четырех частей концерта. Великолепно пропето Andante; ярко, в хорошем темпе, с блеском, красивым рубато и несколько нервно прозвучало Allegretto grazioso. Четко и точно – все быстрые пассажи. Успешно справился с весьма непростым аккомпанементом и Александр Слуцкий – концерт Брамса прозвучал в лучших традициях классического романтизма, с присущим этому автору широким дыханием. Пианизм Копачевского великолепен и органичен – каждая музыкальная фраза была четко артикулирована, мелкая техника совершенна. И все это в сочетании с прекрасным чувством формы.

На бис Копачевский исполнил миниатюру Анатолия Лядова «Музыкальная табакерка». Он точно сымитировал прозрачное беспедальное звучание механического музыкального ящика, не без юмора изобразив в конце пьесы эффект заканчивающегося завода пружины и связанного с этим замедления темпа, сбивающегося ритма и, в конце концов остановки завода. Пьеса не закончилась, а иссякла.

Таким молодым талантам, как Валентин Урюпин и Филипп Копачевский, нужно давать широкий путь на столичные площадки.


.