Конкурс Шопена – главные премии у русских пианистов

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

Очередная сенсация в русском пианистическом мире – три главых премии на Конкурсе имени Шопена в Варшаве получили российские пианисты.

Большая часть последних материалов нашего издания, посвящённых пианистам, касались их побед на международных конкурсах.

Результаты действительно впечатляют – первая премия Дениса Кожухина в мае этого года на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, три главых премии на Международном конкурсе пианистов в шотландском Глазго, которые получили Оксана Шевченко (I премия), Надежда Писарева (II премия) и Павел Колесников (III премия).

Yulianna Avdeeva Warshava

На фото: Юлианна Авдеева. I премия Конкурса им. Шопена-2010

Материал нашего издания трёхдневной давности назывался «Премия Итурби» – вновь серия побед русских пианистов» посвящён победам Андрея Ярошинского (I премия) и Алексея Лебедева (III премия) на конкурсе пианистов в Испании. С осторожным оптимизмом главный редактор упомянул тогда и о Конкурсе им. Шопена в Варшаве, на котором в финал тогда вышли сразу пять русских пианистов.

Сегодня стали известны результаты этого конкурса, которые с полным основанием можно назвать сенсационными. Мы пока не знаем заголовков европейских газет, но фраза «Русские идут» там наверняка появится: все пять пианистов не остались без побед.

Как и в Глазго, три главные премии вновь у представителей российской пианистической школы, только теперь речь идёт об одном из ведущих мировых пианистических конкурсов. За более чем 80-летнюю его историю подобного не случалось: третья премия у Даниила Трифонова; вторую премию ученик и внук знаменитой Веры Горностаевой Лукас Генюшас разделил с фаворитом слушательского голосования Ингольфом Вундером, пианистом из Австрии. Первую премию авторитетное жюри, в составе которого Марта Аргерих, Белла Давидович, Нельсон Фрейре и другие авторитные музыканты решило присудить Юлианне Авдеевой.

Yulianna Avdeeva

Юлианна Авдеева, Россия – I премия

Юлианна Авдеева начала изучать фортепиано в 1990 в Школе им. Гнесиных в Москве, у педагога Елены Ивановой. Сейчас она студентка профессора Владимира Троппа в Академии им. Гнесиных и  Константина Щербакова в Hochschule für Musik und Theater в Цюрихе, где с октября 2006 работает ассистенткой профессора.

Юлианна Авдеева – победитель Международного музыкального конкурса в Женеве (Geneva International Music Competition, 2006) и призер многих других пианистических конкурсов: юных пианистов им. Карла Черни в Праге (1997, I премия), Гран-при Первого Всероссийского конкурса в Москве (2000). Она получила первые призы на Пятом конкурсе юных пианистов памяти Артура Рубинштайна в Быдгоще (2002), Международном конкурсе в итальянской Калабрии, Международном конкурсе им. Падеревского в Быгдоще и множество других.

Пианистка выступала в престижных концертных залах Москвы и других городов России, а также более чем в двадцати других странах, включая Австрию, Великобританию, США, Францию, Германию, Израиль, Бельгию, Японию, Грецию, Италию. Играла в таких известных залах, как Bösendorfer-Saal в Вене и Барбакан Центр в Лондоне. Концерты Юлианны Авдеевой записаны на CD и транслируются по российскому телевидению и радио.

Lukas Geniusas Лукас Генюшас, Россия – II премия

20-летний пианист Лукас Генюшас родился в Москве, в музыкальной семье. Начал учиться музыке с 5 лет на подготовительном отделении ДМШ при колледже им. Ф. Шопена. После окончания школы продолжил обучение в колледже им. Фредерика Шопена, который с отличием закончил в 2008 году, и тогда же поступил в Московскую консерваторию, где сейчас учится у профессора Веры Горностаевой.

Лукас Генюшас – лауреат Международного конкурса пианистов в Шотландии (Scottish International Piano Competition, 2007, II премия) и десятка других конкурсов. Выступал с Гамбургским Симфоническим оркестром, Дуйсбургским Симфоническим оркестром, Оркестром Санкт-Петербургской капеллы, Шотландским Симфоническим оркестром BBC и другими российскими и зарубежными коллективами.

Ingolf WunderИнгольф Вундер, Австрия (Ingolf Wunder) – II премия

На конкурсе в Варшаве Лукас Генюшас разделил вторую премию с пианистом из Австрии Ингольфом Вундером, который являлся фаворитом по результатам зрительского голосования. Ингольф Вундер родился 8 сентября 1985 в австрийском городе Клагенфюрт (Klagenfurt). Выпускник Musik und Dartellende Kunst Wien в настоящее время учится у Адама Харасиевича (Adam Harasiewicz). Выступал во многих странах, включая Австрию, Испанию, Аргентину и Польшу.

В 2006 Вундер исполнил Первый фортепианный концерт Шопена с Камерным оркестром «Амадеус» (Amadeus Chamber Orchestra) под руководством Agnieszka Duczmal в Концертном зале университета Познани. Выступал в Берлинском зале «Концерхауз» (Konzerthaus), Венском Мюзикферайн (Wiener Musikverein) и Тонхалле (Tonhalle) в Цюрихе.

Daniil TrifonovДаниил Трифонов, Россия – III премия

19-летний Даниил Трифонов родился 5 марта 1991 в Новгороде. Он выпускник Школы им. Гнесиных, где учился у Татьяны Зеликман. С 2009 Даниил совершенствуется, занимаясь в Кливлендском институте музыки (Cleveland Institute of Music) в США, одновременно получая степень в области композиции.

Лауреат многочисленных музыкальных конкурсов, включая третий приз на Международном конкурсе Шопена в Пекине (2006), первый приз в Сан-Марино на пианистическом конкурсе «San Marino International Piano Competition» и пятую премию на Конкурсе им. Скрябина в Москве (2008).

Год назад Даниил Трифонов дал два гастрольных тура в крупных городах Канады и Соединенных Штатов, включая концерт в Карнеги-Холле. Выступал в России, Китае, Италии и Израиле. Сделал несколько записей для радио и телепрограмм.

Evgeni BozhanovЕвгений Божанов, Болгария – IV премия

Варшава в нынешнем году принесла Евгению Божанову вторую крупную победу – весной этого года он получил второй приз на престижном конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе в Бельгии.

В родном городе Русе (Rousse) в Болгарии пианист давал свои первые концерты с оркестром уже в возрасте двенадцати лет. Он был учеником Бориса Блоха (Boris Bloch) в Folkwang-Hochschule für Musik в немецком Эссене, позже Георга Фридриха Шенка (Georg Friedrich Schenck) в музыкальной школе Роберта Шумана (Robert Schumann Musikhochschule) в Дюссельдорфе.

Евгений Божанов – лауреат нескольких национальных и международных конкурсов, в которых участвует с 1996 года. В 2008 завоевал второй приз (первый не присуждался) на Международном конкурсе им. Святослава Рихтера в Москве.

26-летний Евгений Божанов, похоже, решил участвовать во всех самых серьёзных мировых музыкальных конкурсах – в прошлом году он был финалистом конкурса Вана Клиберна в Форт-Уорте, США (Cliburn International Piano Competition), где, кроме прочего, был награжден за интерпретацию квартета Франка, который исполнил с Takács Quartet. Он был приглашен на Фестиваль Ravinia в Чикаго, Фестиваль Шопена в Варшаве и Фестиваль камерной музыки в Триесте (Trieste Chamber Music Festival).

Francois DumontФрансуа Дюмон, Франция – V премия

Франсуа Дюмон (François Dumont ) – выпускник консерватории National Supérieur de Musique в Париже, где брал уроки у у Бруно Ригутто (Bruno Rigutto). Франсуа получил в Варшаве хороший подарок на 25-летие на следующий день после своего дня рождения 19 октября. V премия на конкурсе Шопена – это замечательный результат, который позволяет войти в историю пианизма. Имя Франсуа будет вписано в число лауреатов Конкурса им. Шопена, список которых ведёт отсчёт с 1927 года.

Франсуа совершенствовал навыки в Международной академии фортепиано «Lago di Como» в Италии. В 2007-м успешно показался на конкурсе Королевы Елизаветы и «Vlado Perlemuter Competition» во Франции, где получил третьи премии. Конкурс Жан Франсуа (Jean Françoix Competition) во Франции принёс ему первый приз.

Франсуа Дюмон – концертирующий пианист, много выступает в Европе и Соединенных Штатах. Сделал запись CD для лейбла «Diapazon d’Or».

Специальные призы:

  • Николай Хозяинов, Россия;
  • Мирослав Култышев, Россия;
  • Елен Тисман (Hélène Tysman), Франция;
  • Павел Вакарецы (Paweł Wakarecy), Польша.

Номинации в жанрах произведений:

  • Лучшее исполнение полонеза: Лукас Генюшас;
  • Лучшее исполнение музырки: Даниил Трифонов;
  • лучшее исполнение фортепианного концерта: Ингольф Вундер;
  • Лучшее исполнение сонаты: Юлианна Авдеева;
  • Лучшее исполнение Полонеза-фантазии op. 61: Ингольф Вундер.

Конкурс имени Шопена в Варшаве является одним из самых известных и авторитетных в мире, наряду с Конкурсом им. Вана Клиберна в США и Королевы Елизаветы в Брюсселе. На нём исполняются исключительно произведения Фредерика Шопена. В разные годы российскими победителями конкурса становились пианисты Александр Кобрин (2000 г., III премия), Алексей Султанов (1995 г., II премия), Маргарита Шевченко и Анна Маликова (2000, IV и V премии). В последний раз российский музыкант получал первую премию на этом конкурсе ровно 25 лет назад, в 1985-м – тогда, когда родилась нынешняя победительница, Юлианна Авдеева.

Во времена СССР лауреатами конкурса часто становились советские музыканты – в их числе Роза Тамаркина, Владимир Ашкенази, Наум Штаркман. Первую премию в разные годы получали Станислав Бунин (1985), Бэлла Давидович (1949), Яков Зак (1937), Александр Юнинский (1932) и Лев Оборин (1927). Первыми советскими лауреатами Конкурса им. Шопена в 1927 году были пианисты Лев Оборин и Григорий Гинзбург (IV премия). Ученица Веры Горностаевой Дина Иоффе получила II премию в 1975-м, – таким образом, премия Лукаса Генюшаса – это вторая победа учеников русского педагога.

Польские пианисты получали премии в Варшаве трижды, и каждый раз это становилось национальным праздником, хотя иногда сопровождалось скандалами. В 1955-м Лев Оборин, победитель первого конкурса в 1927 г. и Артуро Бенедетти Микеланджели, как члены жюри, отказались подписать итоговый протокол, протестуя против присуждения первого места польскому пианисту Адаму Харасиевичу (Adam Harasiewicz). Вторую премию тогда присудили Владимиру Ашкенази.

В 1975 первая премия была вручена Кристиану Цимерману (Krystian Zimerman) и лишь через 30 лет, в 2005 – Рафалю Блехачу (Rafał Blechacz). Помимо главного приза конкурса Блехач получил тогда все четыре дополнительных приза первостепенной важности: за лучшее исполнение полонеза, мазурки, сонаты и концерта. Эта победа была встречена критикой неоднозначно.

Скандалы сопровождали этот конкурс не раз: в 1980 член жюри аргентинская пианистка Марта Аргерих (Martha Argerich), лауреат первой премии 1965 года, покинула конкурс в знак протеста после того, что югославский пианист Иво Погорелич не был допущен в третий тур. В 1995 российский пианист Алексей Султанов отказался признать вторую премию (первая премия в тот год не вручалась).

Такого, чтобы все три главные премии получали представители одной страны, на Конкурсе имени Шопена не случалось.


  • Pianist

    Лукас -безусловный ровесник Юлиан(н)ы.Он родился в 1990,а она в 1985.

  • Sollerti

    Спасибо за критику. Материал срочный, обновляем без участия реактора. Исправляем, вычитываем. Учитываем и сразу исправляем.

  • Елена

    Как Вы считаете, чем можно объяснить агрессивное отношение польской музыкально-педагогической общественности к Юлиане Авдеевой и в продолжение конкурса, и особенно после обнародования решения жюри?

  • Balgarin

    “В родной Руссе в Болгарии” – Во-первых, не Руссе, а Русе, а во-вторых, Русе мужского рода

  • Очень хороший вопрос. Постараюсь ответить)))У этого отношения есть две причины. Одна – иррациональная. Психология козла отпущения. Нашли виновника своих предупреждений и комплексов. Ужас. Нет оправдания для такой позиции. Но есть и другая. Авдееву восприняли, как разрушительницу святой традиции, своеобразного слона в фарфоровой лавке. Я бы сказал, что это рациональная причина. Юлианна (всё-таки, думаю, через два”н”) – отнюдь не традиционный шопенист, так сказать. Но она, как никто другой, показала, что музыка это не школьный класс а практика жизни (в духовном и материальном смыслах). Это не могло не спровоцировать реакции. Со всех сторон было слышно: она играет самую себя а не Шопена! Но факт, что она играет самую себя является для консерваторов пороком порочнее других…

  • Юлианна дала интервью авторитетнейшей польской “Газете Выборчей” (викендовое издание 23-24 октября) и устроила журналистам мини-речиталь)))На вопрос – что это значит играть Шопена стилистически правильно, ответила, что кроме, связанных с его музыкой, принципов, Шопен требует с исполнителя любви, личного отношения. Нет одной интерпретации, на многое можно себе позволить. Шопен был знаменитым импровизатором, многие его произведения создавались, как запись предыдущих импровизации. Запечатлелся в них дух свободы, вдохновения, что-то преходящего – рассказывает Юлианна Авдеева. На вопрос о связи с Польшей ответила, что её мама была студенткой Ягеллёнского Университета в Кракове (там, кстати, работает языковед и известный краковский бард – Алёша Авдеев! – моё прим.), до тех пор мама Юлии прекрасно владеет польским. Благодаря маме, она познакомилась с Халиной Черны-Стефанской (Halina Czerny-Stefańska), великой польской пианисткой, победительницей Конкурса в 1949 году. Мама тоже училась у профессора Людвика Стефанского в Кракове…

  • Елена

    Глубокоуважаемый Лех! Большое спасибо за Ваш комментарий и ссылку на интервью Газете выборчей. Я его нашла и с интересом прочитала. Я не музыкант и, уж тем более, не идолопоклонница, но из всех, кого удалось послушать на tvp Kultura, Авдеева произвела самое сильное впечатление. Поэтому меня задела критика музыкальных экспертов в студии, которые порой хвалили других как раз за то, за что Авдееву ругали. Конечно, особо отличилась Лидия Козубек.
    С другой стороны, организация конкурса и трансляция выступлений участников с помощью самых современных информационных технологий приобщили к музыке Шопена огромное количество людей. Я просто восхищена сайтом Narodowego Instytutu Fryderyka Chopina, где есть не только все выступления конкурсантов, но и ссылки на конкурсные произведения в исполнении знаменитых пианистов прошлого и настоящего. Так вот, возможно я ошибаюсь, но ни Нейгауз, ни Ашкенази, а может быть, даже сам Падеревский, не заслужили бы у этих экспертов в студии положительной оценки…