Интересный дневной концерт для детей: за дирижерским пультом – Валентин Урюпин

Наконец нашлось время посетить концерт, который составил и вел Артем Вагафтик, хорошо знакомый по телевизионным передачам «Партитуры не горят» и «Оркестровая яма» на телеканале «Культура». Монологи его были Artem Wargaftikинтересным и увлекательным для детской аудитории – с одной стороны познавательные, с другой не излишне поучительны. Варгафтик говорит не заученными фразам и держится свободно, без заигрывания с аудиторией. Иногда отклоняется от темы, но зал и это слушает внимательно. Отрадно, что вступления не затянуты.

С наилучшей стороны показал себя дирижёр Валентин Урюпин, который управлял Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Башмет). Несмотря на молодость (ему 25 лет), Урюпин уверенно вел оркестр, большую часть программы дирижировал наизусть. У него четкий императивный жест правой руки, выразительный и пластичный – левой.

Первое отделение было главным образом аккомпанементом вокальных номеров, который у Урюпина был тактичным и мягким. Он следовал характеру музыки бельканто, в котором выдержаны все три вокальных номера, включая и дуэт Прилепы и Миловзора из «Пиковой дамы».

Очень неплохо прозвучал известный романс Неморино из «Любовного напитка» Г. Доницетти – его исполнил солист ансамбля старинной музыки «Мадригал» Московской филармонии Тигран Матинян. Голос звучал свободно, но тембру не хватало красочности и полноты.

Хорошо выступили Ольга Полторацкая (сопрано) и Екатерина Ковалева (меццо-сопрано), солистки Оперного театра Московской консерватории – они оказались органичны в россиниевском дуэте двух кошек. Певицы даже немного играли на сцене, что нравилось детям, – реагировали они живым искренним смехом. Еще более удачным стало исполнение вставного номера из «Пиковой дамы» П. Чайковского – Дуэта Прилепы и Миловзора. Голоса обеих певиц звучали свободно и красиво, в хорошем ансамбле. Любопытно было бы услышать их в ораториальном и камерном жанрах.

В заключение первого отделения оркестр исполнил три части из Дивертисмента Леонарда Бернстайна. Здесь немного мешало то, что такая музыка по стилю не очень знакома оркестру и, несмотря на усилия дирижера, оркестр не полностью откликался на его требования, особенно в последней части. Скорее всего это объясняется недостаточным репетиционным временем, которое для дневных концертов выделяется мало. И это ошибка администрации филармонии, распределяющей такое время – давно известно выражение: «Для детей надо делать так же как и для взрослых, но только лучше». Это справедливо и в музыке. Ведь именно в детстве закладывается подход к музыке, на этой стадии формируются вкус и критерии оценок.

Некоторое возражение вызвала интерпретация Урюпиным Славянского танца ми минор, соч. 72 №2 Антонина Дворжака. Его темп показался излишне замедленным, и посему исполнение было несколько анемичным. А первая часть 9 симфонии «Из нового Света» ми минор, соч. 95 Дворжака прозвучала очень хорошо. Здесь небыстрые темпы были органичны и убедительны.

Любопытным было исполнение фортепианной прелюдии Клода Дебюсси «Лунный свет» в переложении для оркестра, которое было сопряжено со значительными потерями в стилистике этого сочинения. Далеко не все фортепианные пьесы без потерь можно исполнить в симфоническом варианте, и видимо прелюдии Дебюсси из их числа, как впрочем, наверное, и сочинения Шопена. Оркестр не в состоянии передать все богатство фортепианной фактуры, свойственной только этому инструменту. Как, к примеру, оркестр мог бы соперничать с фортепианным Дебюсси в исполнении Артуро Бенедетто Микеланджели, с его фантастической левой рукой и хрустальным сиянием каждой отдельной ноты без потери ощущения импрессионистичности?

В третьей части Эскизов Дебюсси «Море» – «Разговор ветра и моря» чувствовалась экспрессия и темперамент дирижера, полноценно передавшего стихию бурного моря и ветра. При этом Урюпину не изменил вкус и перебора громкости не было. Есть претензии к ударной группе – она иногда бывала излишне резкой.

В целом концерт оставил очень приятное впечатление, главным образом, благодаря Валентину Урюпину. Это дирижер, от которого можно ожидать в будущем много интересного. Хотелось бы услышать его в разнообразном репертуаре и в крупной форме, а не во фрагментах, чтобы точнее оценить чувство формы.


.