Максим Венгеров и Лора Клейкомб на Большом фестивале РНО

В концерте II Большого фестиваля Российского национального оркестра в Концертном зале им. П.И. Чайковского 11 сентября 2010 года коллективом дирижировал известный скрипач Максим Венгеров. Он же солировал в Романсе для скрипки и оркестра №2 Ор.50 фа мажор Людвига Бетховена. Безупречное по качеству звука, по стилистике и звуковой манере исполнение больше соответствовало Скрипичному концерту Феликса Мендельсона. Жанр романса, в том числе и для скрипки, требует некоего лиризма, но с лиризмом тут был некоторый перебор, который никак не корреспондирует с творчеством Бетховена. По большому счету избыточный лиризм на грани слащавости стоило бы изгонять и из исполнительской манеры в концерте Мендельсона, что успешно делал Иегуди Менухин. В бетховенской же музыке это ну совсем неуместно.

В великолепном Концерте для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра Ор. 82 в этот вечер блистала Лора Клейкомб – колоратурное сопрано из США. Это ее второе выступление на фестивале. В целом для живого исполнения такого виртуозного и масштабного вокализа Клейкомб выступила великолепно. Голос певицы звучал свободно и только на самых верхах придирчивое ухо могло отметить некоторую напряженность. Но это совсем незначительная деталь не мешала получить удовольствие от выступления певицы.

В Концерте для голоса с оркестром Максим Венгеров и оркестр были на высоте и вполне соответствовали солистке. Аккомпанемент был очень тактичным, ни разу не заглушил певицу. При этом сам оркестр звучал очень красиво и слаженно.

Во втором отделении были исполнены «Картинки с выставки» М. Мусоргского в оркестровке М. Равеля. Эта интерпретация популярного сочинения не показалась удачной – Венгеров с самого начала взял медленный темп, было ощущение некоторой «вязкости» исполнения. Цикл прозвучал тяжеловесно, было мало динамических оттенков – преобладало форте. Даже такие зарисовки как «Сад Тюильри», «Балет невылупившихся птенцов» и «Лиможский рынок» прозвучали статично, что не соответствовало характеру музыки.

Концерт лишний раз подтвердил, что мало кому из инструменталистов, даже самых выдающихся, становящихся за пульт оркестра, тем более симфонического, удается остаться на качественном уровне своего инструментального мастерства. Если раньше это позволяли себе делать инструменталисты, достигшие преклонного возраста, терявшие виртуозные и технические возможности, то сегодня встать за дирижерский пульт стремятся очень многие исполнители молодого и среднего возраста, которые находятся в расцвете своих технических инструментальных возможностей. Воистину – кто палку взял, тот и капрал!

Дирижерская профессия требует не меньших усилий, чем освоение инструмента, скорее даже больших, недаром дирижерами становились исполнители немолодого возраста. Нынче же встать перед большим оркестром и управлять им нередко позволяют себе музыканты, прослушавшие мастер-классы у профессиональных дирижеров.


.