«Мария Максакова в Севилье»

«Мария Максакова в Севилье» – такой CD появился у нас в редакции. Добавившись к издательской музыкальной коллекции, он открыл и новую рубрику, в которой мы будем рассматривать издательские новинки классической музыки, выходящие на CD и DVD. Записан он в испанской Севилье во время гастролей Марии Максаковой с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» Юрия Башмета, дирижировал которым австрийский маэстро Ион Марин. Диск содержит арии из опер Моцарта, Россини, Бизе и Даргомыжского. В свободной продаже альбом вы вряд ли встретите, тем более стоило рассказать о нём.

Мария Максакова-младшая, внучка Марии Петровны Максаковой и дочь примы Вахтанговского Театра актрисы Людмилы Максаковой – наследница традиций прославленной артистической семьи. В детстве она гуляла по дачным дорожкам с Иваном Козловским, благословившим её: «Вот увидишь — будешь петь»; взрослела в известном доме Щусева – первом кооперативе Большого театра, заселенном известнейшими артистами страны. Выпускница московской ЦМШ, кузницы знаменитостей, и Гнесинской академии, которую закончила с «красным» дипломом, Мария продолжила обучение в мастер-классах всемирно известных вокалистов и педагогов – Кати Риччарелли, Мивако Матсумото, Джанфанко Пастине. После чего собрала массу наград на международных конкурсах и фестивлях, дебютировала в Пармском оперном театре и участвовала в концертах в различных городах и странах.

В 2000 году в труппу театра «Новая опера» Максакову принял Евгений Колобов – там начинающая тогда певица исполнила Офелию из «Гамлета» Амбруазо Тома, Снегурочку в опере Николая Римского-Корсакова, Ксению в «Борисе Годунове» Модеста Мусорского, Лейлу в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе и многих других. В 2003 Максакова стала приглашенной солисткой Большого театра, где выступала с партиями Оскара в «Бал-маскараде» Джузеппе Верди и Мюзетты в «Богеме» Джакомо Пуччини. С 2006 Максакова – солистка третьего московского музыкального театра, «Геликон Опера», что делает её одной из самых востребованных певиц.

Как человек новой генерации, она совместила обе традиции, перешедшие ей по женской линии – оперную и артистическую. Мария успешно снимается в кино: в её багаже «Сибирский Цирюльник» Никиты Михалкова, «К славе» Владимира Зайкина, «Воротилы» Дмитрия Черкасова, «Савва» Евгения Герасимова, «Фотограф» Ольги Субботиной и другие картины. Закончив школу моделей Вячеслава Зайцева, Мария участвовала в показах мод, а в 2002 была выбрана лицом фирмы «Lancome». Сложившись вместе, эти качества – яркая внешность, актёрские данные и вокальная школа, позволили стать Марии Максаковой заметным лицом на русской оперной сцене.

12 треков диска «Мария Максакова в Севилье» включают шедевры оперного репертуара для меццо-сопрано, давно вошедшие в концертный репертуар – Каватина Розины из «Севильского цирюльника» Россини (Una voce poca fa), две арии Керубино из «Свадьбы Фигаро» Моцарта (Non so piu, Voi che sapele), Хабанера, Сегидилья и Цыганская песня из «Кармен».

Розина в исполнении Максаковой оставляет приятное впечатление при первом прослушивании, в последующих невольно начинаешь сравнивать с известными исполнениями и замечать излишнее форсирование в верхнем диапазоне, которое без особой подвижности голоса, традиционно присущей этим партиям, лишает интерпретацию лёгкости, воздушности. То же самое можно отнести и к арии Церлины из «Дон-Жуана» Моцарта. Природный голос Максаковой – густой, тембрально богатый и насыщенный, прекрасно подходит для характерных оперных героинь, – это сразу заметно в ариях Кармен, где певица более убедительна. В ней больше страсти, чем лёгкости и кокетства. Даже речитативы Максаковой-Кармен по качеству не уступают ариям – в этом можно убедиться в знаменитой Хабанере. Из приятностей – прекрасная дикция и отточенная фразировка, в том числе на французском языке. Впрочем, это неудивительно: родившаяся за границей Мария Максакова владеет в совершенстве несколькими языками, французским в том числе.

Песни Лауры из оперы Александра Даргомыжского «Каменный гость» реже появляются в концертном репертуаре. Опера, целиком построенная на речитативе, содержит лишь два сольных номера, из которых песне «Я здесь, Инезилья» на стихотворение Пушкина повезло больше – в различных версиях она встречается даже в репертуаре эстрадных исполнителей. Можно встретить её и на дисках с караоке. В исполнении Максаковой она многопланова и даже несколько кинематографична, картинна – сказывается артистический талант. Было бы интересно посмотреть эти номера на DVD, с «картинкой» – надеемся, вскоре появятся и такой.

Нельзя не отметить оркестр – «Новая Россия» редко разочаровывает слушателя, в этой же записи оркестр звучит просто превосходно, – ярко, образно, создавая прекрасный ансамбль. В этом чувствуется влияние Иона Марина – он дирижёр прежде всего оперный, тогда как «Новая Россия» оркестр в первую очередь симфонический. В сопровождении оперных партий есть своя специфика: тут она учтена. Приятным сюрпризом стало включение в альбом двух великолепных инструментальных номеров, Сюиты №1 из оперы Кармен: Арагонез и Интермеццо. Заключительная же «Цыганская песня» из той же «Кармен», как и ожидалось, предстала во всем блеске музыки, оркестра и солистки.

«Мария Максакова в Севилье»

1. Каватина Розины из оперы «Севильский Цирюльник» — Дж. Россини;
2. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» — В. А. Моцарт;
3. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» — В. А. Моцарт;
4. Ария Церлины из оперы «Дон Жуан» — В. А. Моцарт;
5. Рондо Анджелины (Золушки) из оперы «Золушка» — Дж. Россини;
6. Ария Церлины из оперы «Дон Жуан» — В. А. Моцарт;
7. «Я здесь Инезилья», песня Лауры из оперы «Каменный гость» — А. С. Даргомыжский;
8. Сюита №1 из оперы «Кармен», Арагонез — Ж. Бизе;
9. Хабанера из оперы «Кармен» — Ж. Бизе;
10. Сюита №1 из оперы «Кармен», Интермеццо — Ж. Бизе;
11. Сегидилья из оперы «Кармен» — Ж. Бизе;
12. Цыганская песня из оперы «Кармен» — Ж. Бизе.

Мария Максакова, меццо-сопрано
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижер Ион Марин
2009 год.

Аудио: Хабанера из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
[powerpress]http://www.classica.fm/media/maksakova/habanera.mp3[/powerpress]


.