I тур на конкурсе Горовица в Киеве: на шаг ближе к медалям

Самым сложным и ответственным для участников является I тур, который длился шесть дней.

Каждому исполнителю нужен хороший старт, ведь первое впечатление порой наиболее сильное, это, своего рода, визитная карточка.

Киевская государственная филармония / Фото: Лидия Новохатько.

Киевская государственная филармония / Фото: Лидия Новохатько.

Выступление должно было быть максимально ярким и качественным. Все силы необходимо было направить на то, что бы достойно сыграть, запомниться и понравиться членам жюри. Для жюри конкурсные прослушивания также сложны: нужно прослушать всех участников, уделить внимание каждому конкурсанту и отобрать во II тур действительно достойных и лучших исполнителей.

Но не только напряженная атмосфера царила во время прослушивания конкурсантов. В течении I тура мы могли наблюдать взаимопроникновение культур, которое отразилось, как на трактовке произведений зарубежных и украинских композиторов, так и в общении конкурсантов между собой. Каждый участник смог найти новые знакомства, почувствовать поддержку слушателей и самих исполнителей, несмотря на языковые барьеры, делиться впечатлениями и эмоциями, ведь музыка – интернациональный язык.

Путешествие во времени

Каждый участник средней и старшей групп исполнил в первом туре четыре произведения: одну прелюдию и фугу Баха из Хорошо темперированного клавира, сонату в полном объеме, виртуозный этюд и произведение украинского композитора. Получается, что каждое произведение – это новая эпоха и стиль исполнения. Пианисты должны продемонстрировать умение быстро переключаться с одного произведения на другое и одинаково качественно исполнять музыку от барокко до современности. Выступление конкурсанта можно сравнить с путешествием на «машине времени». За тридцать минут игры в первом туре он переносится из столетия в столетие, и передает стилистические особенности того или иного композитора.

Но не всем в полной мере это удалось. Некоторые участники не смогли исполнить классическую сонату в нужных темпах, достаточно свободно отнеслись к акцентам, динамике, не получилось выдержать стиль и единую форму произведения. Если некоторые из перечисленных выше моментов и были притензией на новую трактовку, то средства не оправдали результат. Но были и удачные эксперименты. Так стоит вспомнить хорошее выступление Андрея Гологана, конкурсанта из Румынии, в программе которого прозвучала соната Бетховена №17. Его исполнение было лишено устоявшихся канонов и отличалось довольно свободной метро-ритмической трактовкой, которая не разрушала целостности сонаты, а создавала новый, неповторимый образ. Такой нестандартный подход к классической сонате возможно и вызвал разные мнения, но никого не оставил равнодушным. Например, один из слушателей – Михаил Мерзликин, концертмейстер и педагог НМАУ им. П.И. Чайковского отметил: «Очень хорошо, что на конкурс приезжают люди, которые учатся на родине венских классиков. Они открывают нам первоисточник, лишенный всяких шаблонов».

Если в классической части программы важны культура звука, ясность и точность изложения, то в исполнении музыки композиторов-романтиков конкурсанты больше раскрываются и проявляют свою яркую индивидуальность. Интересно, что по опросу участников именно романтическая музыка является самой любимой. Также участники конкурса не остаются равнодушными к произведениям украинских композиторов. Многие из конкурсантов открыли для себя украинскую музыку именно благодаря конкурсу. Елизавета Иванова, участница из Российской Федерации, которая очень ярко и музыкально исполнила «Украинское каприччио» Владимира Птушкина, в интервью призналась: «Я мало знакома с украинской музыкой, но на конкурсе, слушая других участников, я открываю для себя новых авторов и новые произведения. Это для меня очень интересно».

Важно заметить, что с одинаковым успехом украинские произведения исполняются как участниками из Украины, так и конкурсантами из других стран. Им удается передать характер и яркий колорит музыки. Как подметил слушатель и педагог Андрей Васин: «Не обязательно быть немцем, чтобы хорошо играть Бетховена!».

Правила игры

Борьба за звание лауреата Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица представляется достаточно серьезной, поскольку конкурсанты должны представить на суд жюри колоссальный объем программы. В первом и во втором турах, участники демонстрируют произведения различных эпох соло (от барокко и классицизма до современной музыки), а в третьем – в старшей группе исполняют по два концерта с Академическим симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины, а конкурсанты средней ─ должны выступить с одним концертом в сопровождении Национального заслуженного академического оркестра Украины.

Отмечая сильное физическое и психологическое напряжение, Юрий Зильберман (генеральный директор конкурса) так характеризует ощущения участников во время соревнования: «две недели находиться под температурой 39 градусов». Одна из конкурсанток старшей группы, Елизавета Иванова (Россия), говорит: «На концертах мне играть намного проще, я почти не волнуюсь, получаю удовольствие. На конкурсах же, очень угнетает обстановка и чувство конкуренции».

Безусловно высококвалифицированное жюри, определяющее уровень конкурса, серьезная конкуренция, требует от участников тщательной подготовки, больших усилий и труда, выдержки и терпения, больших затрат энергии и времени. Большинство из пианистов начали подготовку за несколько лет до конкурса. Занятия за инструментом занимает у исполнителя в среднем 4 – 6 часов в день, но как отмечает Александр Черный (средняя группа, Украина), «перед конкурсом надо заниматься намного больше ─ планку можно и нужно увеличить до 7-8 часов в день». Внеконкурсное время все пианисты-конкурсанты рекомендуют заниматься 4-5 часов, как это делали Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз.

Естественно, кроме музыки, конкурсанты всесторонне развиты: интересуются живописью, архитектурой, скульптурой, литературой, а вот, например, Анна Улаева (старшая группа, Украина) призналась, что серьезно увлекается психологией.

Кто стоит за кулисами

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л. Толстой.

Победителям конкурсов часто задают вопрос: «Каков секрет вашего успеха?» Конечно, у каждого свой рецепт, но все исполнители в первую очередь благодарны своему педагогу. Работа педагога зачастую это не только контроль над выполнением заданий, подбор программы, развитие техники пианиста, работа над формой и образом, но и помощь во всестороннем развитии и становлении личности музыканта. Для многих профессиональных музыкантов учитель – это не только высококвалифицированный профессионал, но и мама с папой, самый надежный друг и мудрый товарищ.

Для одной из участниц конкурса памяти Владимира Горовица, Чун Моники (США), выступление стало особенным: «Я счастлива, что мне удалось приехать в Киев и сыграть в таком замечательном зале. Мой педагог Александр Слободяник из Украины. Он недавно умер и похоронен в Киеве. И сегодняшнее мое выступление было посвящено именно ему. Я полагаю, что если бы он меня слышал, то был бы счастлив. Мне удалось осуществить свою мечту».

15-ти летняя Ма Ке из Китая рассказала, что чувствует поддержку своего учителя Галины Поповой постоянно. С Галиной Поповой она занимается уже четыре года, и сейчас на конкурсе пианистка приехала вместе со своим педагогом.

Преподаватель участницы конкурса Татьяны Шафран, Андрей Васин, поделился своим мнением, какими качествами должен обладать исполнитель конкурса: «Важно продумать, чтобы выступление было логичным. Пианист должен выходить на сцену и убеждать всех в том, что он делает, и тогда ему будут верить те, кто его слушает. Тогда у слушателей и жюри не возникнет вопросов».

Пока балкон судит, партер – поддерживает

На балконе уважаемые члены жюри слушают и строго оценивают игру конкурсантов, а партер, заполненный слушателями, искренне поддерживает каждого исполнителя. Ведь, конкурс и концерт хотя и понятия почти противоположные по цели и идее, но все же объединяет их музыка.

На концерте публика – благодарные ценители, отдыхающие и наслаждающиеся, на конкурсе – это моральная поддержка, сопереживание, сердечность и рукоплескание, как награда или утешение. Конечно, публика воспринимает музыкальное исполнение совершенно иначе, нежели это делают члены жюри. «Жюри оценивает конкурсанта по конкретным профессиональным критериям, ждет от него исполнения определенных нюансов и тонкостей фортепианной игры. Публика же в свою очередь более демократична – она воспринимает один целостный образ как единое целое, при этом отдельные детали очень большой роли не играют», –поделился своим мнением участник конкурса Василий Котис (Украина). Некоторые из конкурсантов сознательно разделяют понятия «играть для жюри» и «играть для слушателей». И надо отметить, что пианисты, избравшие в качестве цели поразить своей игрой именно аудиторию, получают от последней, двойную отдачу. Но нужно совместить качество, технику, артистизм и другие особенности в своем выступлении, и запомниться жюри, получив высокие оценки, что и есть главной целью конкурса.

Приятно отметить, что слушатели, посещающие конкурсные прослушивания, чрезвычайно воспитаны. Ни хлопка между произведениями, абсолютное внимание и тишина, от первой до последней сыгранной ноты во время выступления участника, и лишь в конце бурные овации.

Круг посетителей конкурса достаточно широк. Это профессиональные пианисты, педагоги, искусствоведы, критики, и люди, не равнодушные к музыке. Конкурсные выступления приходят послушать люди всех возрастов и профессий. Вот стоматологи признались, что их «время–от–времени клонит на сон», хотя музыка им нравится. Есть и поклонники соревнования, которые не расстаются с конкурсом все 15 лет его существования. Они отмечают, что «конкурс растет, и посещать его становится все интереснее». Одна из почитательниц, на которую конкурс имеет непосредственное влияние – поэтесса Лариса Пастух. Пианисты ее вдохновляют на написание стихов. «Для меня это музыкальное событие очень важно. Музыка – это моя жизнь. Конкурс Владимира Горовица совершает чрезвычайно важный вклад в духовное развитие целой страны. Когда приезжают эти талантливые конкурсанты, над Киевом будто освещаются небеса, как после чистой и высокой молитвы!», – воодушевленно рассказывает поэтесса.

Ради кого, если не для слушателей, музыкант трудится, стремится завоевать признание профессионалов и первенство на конкурсах. Вместе с медалями приходит и любовь публики, аншлаговые залы, крики «Браво! Бис!». Но не стоит забывать, что и слушатель не всегда справедлив и объективен, и нужно быть критичным, независимо от шквала аплодисментов, количества дипломов и призов «в кармане». И лишь те истинно талантливые пианисты, которые сумели посредством своего мастерства заручиться и поддержкой слушателей и завоевать высокие оценки жюри, сумеют достичь невиданных высот исполнительского искусства.

Подводя итог конкурсных прослушиваний I тура, хочется отметить, что общий уровень подготовки конкурсантов достаточно высок. Большинство участников уже сформировались как профессиональные, зрелые музыканты. Каждый из них понимает произведения, которые исполняет, старается выдержать их в стиле той или иной эпохи и донести свое выступление, как до членов жюри, так и до слушателей.
Важными качествами для участников должна быть не только подготовка, хорошие технические данные, исполненные стилистические особенности произведений и образность. Одним из основных факторов удачного выступления является, конечно, и эмоциональный настрой.

Несмотря на возрастные различия, профессиональным уровнем подготовки отличаются исполнители украинской, российской, белорусской и китайской школ. Они подошли с максимальной ответственностью и серьезностью к произведениям, которые исполняли. За время I тура все слушатели заметили, что в программах наиболее часто звучали этюды Ференца Листа, среди которых «Кампанелла», «Дикая охота», «Блуждающие огни». Так же, наши конкурсанты с особым интересом и нетрадиционностью трактовки подошли к сонатам Людвига ван Бетховена. Наиболее исполняемыми стали сонаты №14, 17 и 26.

Каждый, кто приходил на конкурсные прослушивания I тура, не мог остаться равнодушным как к участникам, так и к произведениям, которые они исполняли. Слушатели были переполнены различными эмоциями и впечатлениями, нервничали и сопереживали пианистам. Хочется пожелать участникам второго тура творческого вдохновения, выдержки и удачи!

Текст и фото подготовили: Валерия Фощанова, Екатерина Бондаренко, Виктория Мазур, Мария Кривчук, Татьяна Хрущёва, Оксана Журавкова, Алена Прохорец, Марта Кароль, Виктория Нечепуренко.