«Музыкальное обозрение» составило рейтинг событий 2009 года

В начале наступившего года по традиции газета «Музыкальное обозрение» подводит итоги года минувшего. Рейтинг «События и персоны года» газета «Музыкальное обозрение» учредила в 1995 году. За 15 лет в число «Персон года» вошли более 250 выдающихся композиторов, исполнителей, дирижеров, музыкальных деятелей, педагогов, музыковедов, менеджеров, продюсеров, режиссеров, журналистов, министров, губернаторов, мэров. Лауреатами газеты становились государственные и общественные организации, театры, филармонии, ансамбли, оркестры, спектакли, фестивали, книжные и нотные издания, фирмы звукозаписи, издательства, телеканалы, значимые события музыкальной жизни. Среди лауреатов — И. Архипова, Ю. Башмет, В. Берлинский, Г. Вишневская, В. Гергиев, C. Губайдулина, Ю. Лужков, Н. Петров, М. Плетнев, Г. Рождественский, Э. Россель, М. Ростропович, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Третьяков, Т. Хренников, Р. Щедрин, А. Эшпай.

События и персоны-2009 по версии «Музыкального обозрения»

События года:

  • Назначение Валерия Гергиева председателем Оргкомитета XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
  • Присуждение Государственной премии РФ в области культуры и искусства художественному руководителю и главному дирижеру Уральского академического филармонического оркестра Дмитрию Лиссу и генеральному директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому.
  • Концерты Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге. Феерические, беспримерные выступления, явившие российской публике высшее проявление мастерства и одухотворенности, абсолютное единение оркестра и дирижера, совершенную симфоническую культуру, идеал, к которому надо стремиться. Марис Янсонс — гордость российской культуры, возглавляющий два из шести лучших оркестров мира: амстердамский «Концертгебау» и оркестр Баварского радио.
  • Премьера оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в Пермском театре оперы и балета.

В рейтинге «События и персоны 2009 года» газеты «Музыкальное обозрение», в номинации «Фестиваль года», назван первый фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», который организовала и провела Московская филармония (художественный руководитель Александр Чайковский, директор Марина Абрашова). Таким образом, газета продолжает линию на поддержку современной музыки. Территорией фестиваля стало в прямом смысле «другое пространство»: Камерный зал филармонии, открытый 2 года назад и ставший постоянной площадкой для исполнения современной музыки, и «Трюм Мейерхольда», впервые принявший слушателей. В течение трех дней практически с утра до вечера в режиме нон-стоп прозвучали свыше 60 произведений современных композиторов.

Событием года назван спектакль «Один день Ивана Денисовича», поставленный в Пермском театре оперы и балета по опере художественного руководителя МГАФ Александра Чайковского. Впервые в России написана и поставлена опера по произведению великого писателя А.И. Солженицына. Композитор и вся постановочная группа (режиссер Георгий Исаакян, дирижер Валерий Платонов, художник Эрнст Гейдебрехт) создали грандиозный спектакль-событие колоссального этического звучания и духовного воздействия, повествующий о драматических страницах российской истории XX века, о трагических судьбах миллионов наших соотечественников.

Также в числе лауреатов «МО» за 2009 год:

  • Директор года — Илья Кияненко, директор Саратовского театра оперы и балета. Представитель немногочисленного элитного руководящего корпуса, усилия которого обеспечивают успешную деятельность музыкальных театров. Опытнейший менеджер, возглавляющий театр более четверти века. Блестящий организатор музыкальной и культурной жизни города и региона.
  • Хормейстер года — Вячеслав Подъельский, главный хормейстер Новосибирского театра оперы и балета, за выдающийся вклад в развитие хорового искусства, блестящие достижения в оперной и концертной деятельности на протяжении последних лет.
  • Композиторы года — Юрий Каспаров и Владимир Тарнопольский, за пропаганду современного музыкального искусства. Газета «Музыкальное обозрение» уделяет большое внимание продвижению современной музыки, поддержке ее авторов и исполнителей. Именно поэтому персонами года названы композиторы Ю.Каспаров и В.Тарнопольский, которые на протяжении последних 20 лет активно занимаются пропагандой новой музыки в России и современной российской музыки за рубежом. Оба композитора — создатели и руководители ведущих ансамблей современной музыки, организаторы фестивалей и концертов новой музыки, преподают в Московской консерватории. Их творчество широко известно в мире.
  • Фестиваль года: «Другое пространство» — первый фестиваль актуальной музыки (художественный руководитель Александр Чайковский, директор Марина Абрашова). Продолжая линию на поддержку современной музыки, газета объявила событием года форум, который организовала и провела Московская филармония. Его территорией стало в прямом смысле «другое пространство»: Камерный зал филармонии, ставший постоянной площадкой для исполнения современной музыки, и «Трюм Мейерхольда», впервые принявший слушателей. В течение трех дней практически с утра до вечера в режиме нон-стоп прозвучали свыше 60 произведений современных композиторов.
  • Новая номинация в рейтинге «МО» — «Новое поколение», направленная на поддержку молодых музыкантов. Первыми лауреатами в этой номинации стали: Борис Андрианов — виолончелист, продюсер, обладатель Премии Правительства РФ за 2009 год за проект «Поколение звезд. Молодые музыканты — регионам России», и Рэм Урасин — пианист, представляющий российской публике в 2009-2010 годах проект «Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах» к 200-летию великого композитора.
  • Книги года: Лариса Кириллина. «Бетховен. Жизнь и творчество». Первая за 70 лет русскоязычная монография о Бетховене, изданная Московской консерваторией. Новое прочтение биографии великого классика;
  • «Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова» (составители Леонид Тумаринсон и Борис Розенфельд). Первая полная летопись жизни выдающегося музыканта, одного из самых прогрессивных ректоров Московской консерватории, при котором был построен Большой зал, прослуживший русскому искусству более 100 лет без капитального ремонта.

Оригинально отметило «Музыкальное обозрение» спектакль Большого театра «Воццек», назвав лучшей частью этого проекта буклет: как мини-энциклопедию оперы Альбана Берга и эпохи, в которую жил композитор и создавалось это гениальное сочинение.


.